Члены ЧВК Вагнера

Члены ЧВК Вагнера

https://vk.com/pmc_orkestrwagnera

Мы в России живем в режиме спецопераций с 1999 года. Казалось бы, пора уже привыкнуть. Но порой власти все еще удается нас удивить. На этот раз изумление снова вызвала законотворческая деятельность Госдумы. Наши совсем уже рудиментарные представления о законах и способах их создания были в очередной раз подвергнуты пересмотру: оказывается, можно еще и так.

Власть в России вовсе не творит беззаконие, напротив, она стремится соблюдать законы, просто законы каждый раз переписываются под ее насущные нужды. С момента объявления специальной военной операции самым востребованным стал пакет из нескольких статей уголовного и одной статьи административного кодексов, принятый через неделю после объявления СВО, — о фейках и дискредитации Вооруженных сил РФ, — по сути, вводящих в России жесточайшую цензуру. «Власть» подробно разбирала эти статьи и то, как их принимали буквально одним днем, воспользовавшись заранее приготовленными «болванками» законопроектов, принятых в первом чтении еще в 2018 году и замороженных до того момента, когда они понадобятся.

Как теперь стало понятно, и сама СВО готовилась задолго до ее объявления, и законы для ее обслуживания тоже подготавливались заранее. Но, видимо, все предусмотреть у тех, кто это готовит, не получается, поэтому буквально на ходу они принимают поправки в свои законы. Так в пакет про дискредитацию и фейки почти сразу после его принятия были внесены поправки, распространяющие действие этих законов на «государственные органы, которые исполняют свои полномочия за пределами России в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». А прямо сейчас в него вносятся новые поправки, распространяющие санкции этого пакета на всех участников СВО, в том числе добровольцев из ЧВК, а заодно и наказание в нем прописывают более суровое.

«Интересно, сколько в архивах Госдумы таких болванок-заготовок, позволяющих принять любой закон вмиг, в обход установленной процедуры, которая предусматривает несколько этапов: внесение законопроекта, получение на него заключения правительства и профильного комитета Госдумы, рассмотрение в первом чтении и время на сбор поправок ко второму чтению?», — задавалась я вопросом весной прошлого года в упомянутой статье про установление военной цензуры. Теперь, видя продолжение этого марафона поправок, можно с полным основанием ответить: их будет столько, сколько нужно, и они надежно закамуфлированы в непрерывном потоке «законотворческих отправлений» Госдумы.

Трюк с поправками

2 марта 2023 года Госдума рассмотрела сразу во втором чтении внесенные накануне, 1 марта, поправки в статью 20.3.3 КоАП и статьи 207.3 и 280.3 УК, а на 14 марта запланировано итоговое чтение этих поправок, после чего они, вероятно, будут быстро утверждены Советом Федерации и подписаны президентом.

Поправки эти состоят в следующем:

— нормы о дискредитации (статьи 20.3.3 КоАП и 280.3 УК) и военных фейках (статья 207.3 УК) распространяются теперь и на случаи «оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации»;

— максимальное наказание по ч.1 ст. 207.3 и ч.1 ст. 280.3 УК РФ увеличивается до 5 лет лишения свободы (было 3 года), вследствие чего описываемые в них деяния переходят из преступлений небольшой тяжести в категорию преступлений средней тяжести, что дает возможность заключать обвиняемых под стражу и увеличивает сроки давности привлечения к ответственности до 6 лет; — максимальное наказание по ч.2 ст. 280.3 УК РФ увеличивается до 7 лет лишения свободы (было 5 лет).

Для того чтобы осуществить этот молниеносный «законотворческий» бросок, Госдума вновь провернула трюк с болванками-заготовками законопроектов. Так, для принятия поправок в статью 20.3.3 КоАП использовался законопроект №253972–8 о внесении изменений в ч. 5 ст. 13.15 КоАП об «установлении административной ответственности за распространение в средствах массовой информации сведений, содержащих инструкции по незаконному изготовлению боеприпасов к огнестрельному оружию», который был зарегистрирован на сайте Госдумы 08.12.2022 и рассмотрен в первом чтении 24.01.2023. А 1 марта 2023 в него были внесены поправки в статью 20.3.3 КоАП о дискредитации, и вместе с ними законопроект был принят во втором чтении.

Для уголовных статей использовался законопроект №218171–8 о внесении изменений в ст. 215.4 УК РФ об «уточнении ответственности за незаконное проникновение на охраняемый объект». Он был зарегистрирован 21.10.2022, прошел все необходимые стадии и 15.12.2022 принят в первом чтении. 1 марта 2023 года в него внесли поправки к статьям УК РФ 207.3 (о фейках) и 280.3 (о дискредитации), с которыми он и был принят 2 марта во втором чтении.

Как видим, никакой логической связи между проектами-болванками и внесенными в них 1 марта поправками нет, соблюдена лишь формальность (законность которой, впрочем, остается под вопросом). В общем, «ловкость рук и никакого мошенства».