Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Последние дни экономисты упражняются в рассуждениях о дефиците российского бюджета и о том, на сколько Владимиру Путину хватит резервов. При этом вопрос, который на самом деле интересует большинство, звучит так: «Когда у российского правительства кончатся деньги на войну?» Отвечать на этот вопрос, руководствуясь данными о текущем дефиците бюджета или остатках ФНБ, — примерно то же самое, как оценивать, когда закончатся деньги игрока в рулетку на основании данных о том, сколько рублей у него в левом кармане брюк — не учитывая, что в других карманах у него тоже рубли, в ботинке спрятаны доллары, а еще есть дорогие часы и фамильный перстень с бриллиантом.
Если мы допускаем, что Путин готов спустить в геополитическую рулетку все доступные ресурсы, то, чтобы понять, сколько их осталось, необходимо принимать во внимание весь комплекс мер, которые российское правительство способно предпринять для финансирования военных расходов.
В целях примерной оценки этих пределов я построил сценарную модель, в рамках которой внешнеэкономические и военные факторы приняты исходя из негативных допущений. При этом ответные действия российского правительства посчитаны из разумных пределов использования всех доступных ему ресурсов.
В своем анализе я рассматривал единственное измерение устойчивости — финансовые ресурсы правительства. Все остальные факторы учтены лишь в той мере, в которой они могут повлиять на рассматриваемый сценарий. За скобками рассмотрения — социальные последствия, их возможное политическое влияние на режим, физические перебои с комплектующими для ВПК и долгосрочные последствия для реального сектора экономики, которые выходят за рамки рассматриваемого периода.
Необходимо понимать, что на любые внешние шоки или бюджетные трудности российские власти могут реагировать двумя способами: а) сохраняя общую рамку рыночной экономики и относительно нормально функционирующего рынка капитала; б) методом явных конфискаций, национализаций, принудительного размещения внутреннего долга, отказа от конвертируемости рубля и других мобилизационных мер.
Формат мобилизационных мер предсказать невозможно, поэтому я буду говорить о пределах финансовой устойчивости в рамках сохранения рыночной модели и использования правительством относительно цивилизованных методов. Однако надо иметь в виду, что мобилизационные методы позволят продолжить войну и после исчерпания рыночных. Т.е. базовый вопрос, на который я отвечаю, не столько в том, когда Россия утратит экономические возможности продолжения войны, сколько в том, когда продолжение войны может потребовать радикального изменения экономической политики, а значит, и образа жизни большинства россиян. Горизонт этого прогноза — конец 2025 года.