За пять лет на содержание Крыма, по подсчетам экономиста Сергея Алексашенко, потрачено не менее 1,3 трлн рублей

За пять лет на содержание Крыма, по подсчетам экономиста Сергея Алексашенко, потрачено не менее 1,3 трлн рублей

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Последние дни экономисты упражняются в рассуждениях о дефиците российского бюджета и о том, на сколько Владимиру Путину хватит резервов. При этом вопрос, который на самом деле интересует большинство, звучит так: «Когда у российского правительства кончатся деньги на войну?» Отвечать на этот вопрос, руководствуясь данными о текущем дефиците бюджета или остатках ФНБ, — примерно то же самое, как оценивать, когда закончатся деньги игрока в рулетку на основании данных о том, сколько рублей у него в левом кармане брюк — не учитывая, что в других карманах у него тоже рубли, в ботинке спрятаны доллары, а еще есть дорогие часы и фамильный перстень с бриллиантом.

Если мы допускаем, что Путин готов спустить в геополитическую рулетку все доступные ресурсы, то, чтобы понять, сколько их осталось, необходимо принимать во внимание весь комплекс мер, которые российское правительство способно предпринять для финансирования военных расходов.

В целях примерной оценки этих пределов я построил сценарную модель, в рамках которой внешнеэкономические и военные факторы приняты исходя из негативных допущений. При этом ответные действия российского правительства посчитаны из разумных пределов использования всех доступных ему ресурсов.

В своем анализе я рассматривал единственное измерение устойчивости — финансовые ресурсы правительства. Все остальные факторы учтены лишь в той мере, в которой они могут повлиять на рассматриваемый сценарий. За скобками рассмотрения — социальные последствия, их возможное политическое влияние на режим, физические перебои с комплектующими для ВПК и долгосрочные последствия для реального сектора экономики, которые выходят за рамки рассматриваемого периода.

Необходимо понимать, что на любые внешние шоки или бюджетные трудности российские власти могут реагировать двумя способами: а) сохраняя общую рамку рыночной экономики и относительно нормально функционирующего рынка капитала; б) методом явных конфискаций, национализаций, принудительного размещения внутреннего долга, отказа от конвертируемости рубля и других мобилизационных мер.

Формат мобилизационных мер предсказать невозможно, поэтому я буду говорить о пределах финансовой устойчивости в рамках сохранения рыночной модели и использования правительством относительно цивилизованных методов. Однако надо иметь в виду, что мобилизационные методы позволят продолжить войну и после исчерпания рыночных. Т.е. базовый вопрос, на который я отвечаю, не столько в том, когда Россия утратит экономические возможности продолжения войны, сколько в том, когда продолжение войны может потребовать радикального изменения экономической политики, а значит, и образа жизни большинства россиян. Горизонт этого прогноза — конец 2025 года.