«Жатва смерти»: фотография Тимоти О’Салливана (негатив) и Александра Гарднера (позитив), изображающая поле битвы при Геттисберге (1863), считалась одним из самых ценных визуальных свидетельств Гражданской войны в США. Однако в настоящее время доказано, что это постановочное фото, на котором тела погибших солдат «услужливо сыграны живыми актерами».

«Жатва смерти»: фотография Тимоти О’Салливана (негатив) и Александра Гарднера (позитив), изображающая поле битвы при Геттисберге (1863), считалась одним из самых ценных визуальных свидетельств Гражданской войны в США. Однако в настоящее время доказано, что это постановочное фото, на котором тела погибших солдат «услужливо сыграны живыми актерами».

Воспроизведено в книге Питера Берка «Взгляд историка» © Издательство «Бомбора».

Слова, взятые в кавычки в заголовке данного текста, принадлежат немецкому писателю Курту Тухольски; британский ученый Питер Берк выбрал их в качестве эпиграфа для своей книги «Взгляд историка: как фотографии и изображения создают историю» (русский перевод выходит в издательстве Бомбора).

Однако, несмотря на все красноречие визуальных образов, пишет Берк, многие историки относятся к изображениям с явным недоверием, предпочитая иметь «с текстами и политическими или экономическими фактами».

Дело в том, что и старинные рисунки «с натуры», и современные фото, при всей их внешней достоверности, совершенно не обязательно говорят правду. И дело тут часто не в злом умысле художника-фальсификатора, а в почти невольном когнитивном искажении, желании более ярко и наглядно подчеркнуть какую-то особенность объекта, отвечающую распространенным в обществе ожиданиям и предрассудкам.

В главе «Стереотипы о других», отрывок из которой мы публикуем с любезного разрешения издательства, Питер Берк показывает, как «красноречивые» изображения работали на укрепление дегуманизирующих представлений о «других» — представителях иных культур, которые часто наделялись различными нечеловеческими качествами.