Урсула фон дер Ляйен и Владимир Путин / kremlin.ru

Минувшая неделя принесла очередную порцию новостей о санкциях. И, пожалуй, было бы изрядным упрощением считать их просто механическим расширением ранее принятых мер. Ситуация явно усложняется, и здесь мы имеем как минимум два подхода к проблеме.

Первый — непрерывное давление на Россию с безостановочным ужесточением или, если угодно, уточнением, совершенствованием ограничений. На неделе свидетельством незыблемости курса на экономическое ослабление путинского режима стал новый раунд санкций США (принятый почти одновременно с решением Великобританией наложить ограничения на несколько крупных российских банков и российских компаний), охвативший десятки физических лиц, свыше тысячи различных товаров, на которые отныне распространяется экспортное эмбарго, а еще более сотни компаний — в подавляющем большинстве российских, но также киргизских и армянских, помогавших РФ, по мнению американских властей, в обходе санкций.

Кроме того, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, один из наиболее последовательных и бескомпромиссных санкционных ястребов в западном мире, заявила, что скорое принятие 11-го пакета затронет более чем 90 иностранных компаний из третьих стран, включая Китай. И, судя по всему, это еще не самые жесткие меры из возможных в рамках арсенала вторичных санкций, которые — исходя из фактического исчерпания запаса рабочих идей в отношении давления непосредственно на РФ — видимо, будут определять дальнейшую стратегию Запада.

Тут уместно упомянуть смелые планы потенциального эмбарго в отношении уже не физических или юридических лиц, а целых государств, прямо или косвенно помогающих Кремлю восполнять потери в импорте.

«Здесь тоже идет обсуждение, — отметила недавно Урсула фон дер Ляйен, — и это, по сути, предупреждение, что мы серьезно настроены насчет наших санкций, что мы можем запретить отправлять эти [санкционные] товары в эту третью страну, если будет четкое свидетельство, что это поставки в Россию в нарушение санкций».

Урсула фон дер Ляйен и Владимир Зеленский / wikipedia.org

Со ссылкой на статистику ФРГ Reuters писал о том, что одновременно с умеренным (по нынешним временам, разумеется) спадом поставок немецких товаров в РФ (-47%) экспорт из Германии в Кыргызстан только с января по март вырос на 949% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Более того, как чуть ранее в мае сообщила Financial Times, при транзите через РФ «исчезли» европейские товары на более чем $1 млрд, которые следовали в Армению, Казахстан и Киргизию — причем речь в данном случае идет лишь о товарах двойного назначения.

Второй тренд, пока еще не слишком заметный и окутанный пеленой спекуляций, но при этом вполне согласующийся со здравым смыслом, — это возрастающее беспокойство Запада относительно собственных рисков в санкционной войне, которая выходит за границы отношений G7 и ЕС с Россией. Или, если говорить в целом, выходит из-под контроля. На неделе Bloomberg сообщил, что американский Минфин начал нанимать персонал в новый отдел, задача которого состоит в анализе непредвиденного ущерба. Эксперты признают, что когда санкции применяются слишком часто, ими становится тяжело управлять — не только в смысле эффективности («действительно ли санкции привели к тому результату, на который мы рассчитывали», как выразился замминистра финансов США Брайан Нельсон), но и сопутствующих проблем, невольно создаваемых даже странам, которых Вашингтон считает своими партнерами.

Так, мировой рынок алюминия в 2018 году довольно серьезно пошатнулся после того, как США ввели санкции против Rusal и прочих компаний, связанных с российским миллиардером Олегом Дерипаской. Настолько, что уже через год ограничения с Rusal были сняты — вопреки традиционной практике. Ведь известной особенностью западных и, в частности, американских санкций является их бессрочность, или, точнее, отсутствие прозрачного алгоритма снятия ограничений, понятного для всех сторон, включая тех, на кого они направлены.

Олег Дерипаска / kremlin.ru

Одно это не может не вызывать опасений относительно недооценки влияния санкционного конвейера на архитектуру международной торговли и самочувствие мировой экономики. Политика вторичных санкций в случае широкомасштабного и не всегда разборчивого ее применения только поднимет эти риски на новую высоту. Но чем дольше длится путинская война в Украине, чем выше вероятность, что санкции станут еще жестче и разрушительнее, чем есть — хотя порой и кажется, что дальше некуда. В свежих Хрониках госкапитализма:

Гостехнологии. «В этих диапазонах работают системы оповещения самолетов НАТО»