
Учебники по истории России для старшеклассников
Фото: cdnimages.absatz.media
День ото дня настоящее для нынешнего руководства РФ складывается во всё более неразрешимый ребус. А из тумана будущего лишь отчётливее проступают грани новой реальности, неприятной всех отношениях. Так что куда удобнее и приятнее прошлое: оно безвредно, послушно, податливо. С ним можно играться, разбирать и пересобирать — словно любимый многими поколениями детей по всему свету конструктор LEGO.
Правда, подросткам нужны не одни игрушки, но и мудрые книги. На минувших выходных в открытый доступ выложили pdf-версию наспех сотворённого («авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного») учебника по истории России для одиннадцатиклассников. Того самого, от Сталина до нынешних дней, за авторством Владимира Мединского и Анатолия Торкунова, где «значительно меньше чисел, дат, статистики и больше рассказов о людях и событиях».
О сомнительной во всех отношениях книге на Republic под разными углами уже рассказывали Римма Поляк, Иван Давыдов и Лев Рубинштейн (если кто вдруг пропустил — обязательно ознакомьтесь). Ни в коей мере не желая повторять сказанное старшими товарищами, предлагаю посмотреть на учебник как на единое целое. Разобрать, какие нарративы и какими способами его создатели пытаются внушить своему читателю.
В былые, ещё сравнительно недавние времена, такое издание бы поэтично назвали «слепком эпохи». Здесь, скорее, мы имеем дело не со слепком, а с томограммой со смутного кремлёвского мироощущения. Смутного и неясного, но уже воплотившегося вполне реальными и крайне омерзительными результатами. Точнее, продолжающего воплощаться буквально ежедневно.
Так называемый «учебник истории»
Читая любую книгу — скучную или интересную, дурную или полезную — сперва обращаешь внимание не на смыслы, а на особенности подачи. И первая деталь, которая цепляет глаз на страницах учебника Мединского-Торкунова — это россыпь кавычек. Отдельные «ёлочки» спустя дюжину прочитанных страниц встают в голове густой сибирской тайгой, непроизвольно заставляя искать скрытые смыслы и порой мешая понять суть написанного.
Демонтаж памятника Владимиру Ленину в Риге, 1991 год
imago stock&people / Global Look Press
Логичным было бы предложить, что авторы так промаркировали то, что сочли вздорным или враждебным. Действительно, прежде всего закавычены понятия с явно либеральным душком:
- декоммунизация;
- нарушения прав человека;
- национальное возрождение;
- попрание права человека;
- протестная позиция;
- реформаторы;
- свобода творчества;
- свобода слова;
- свободные выборы;
- современное искусство.
При этом «ёлочки» порой стоят и возле терминов, что в нормальной призме государственно мыслящего россиянина вздорными казаться не должны. Вроде низкопоклонства перед Западом или стран народной демократии — касательно союзных Кремлю режимов времён Холодной войны. Это несколько сбивает общий пафос и заставляет задуматься, в какую сторону поставлены кавычки в каждом конкретном случае.
Мало того, авторам при написании учебника приглянулось устойчивое словосочетание так называемый. Его употребили больше тридцати раз и снова безо всякой логики. Так называемыми вышли и диссиденты, и репрессии в послевоенном СССР, и советские же научно-технические программы, и план Маршалла, и Пражская весна, и общепринятые научные термины вроде демографической ямы. Многократность убивает изначально скептично-иронический заряд оборота, он превращается в надоедливого паразита.
При повторном прочтении книги возникает ощущение, что кавычки и «так называемый» — что-то вроде оберегов от тех фактов и явлений, которые Владимир Ростиславович и его команда сочли обоюдоострыми.
Обоюдная острота и своего рода диалектичность — вообще главные проводники по причудливому миру Мединского-Торкунова. Так, на 49-й странице они клеймят коварство США, в конце 1940-х годов не давших воссоединиться Германии вопреки желанию советского руководства. Но на 247-й странице создатели учебника набрасываются уже на состоявшееся в 1990-м объединение ФРГ с ГДР, характеризуя его как аннексию и поглощение.
Жители Западного Берлина ждут американский самолёт с продовольствием в дни советской блокады, 1948 год
Фото: Wikipedia / USAF
Ещё более показательна подача темы отношения к религии в СССР. На 166-й странице «религиозное возрождение» дано в кавычках, как один из жупелов, которым прикрывались злокозненные диссиденты. Но ровно двести страниц спустя религиозное возрождение превозносится без уничижительных ёлочек, в контексте новых отношений государства и церкви в постсоветской России. Выходит странная картина: ущемляли права верующих — было хорошо, перестали — оказалось ещё лучше.
Временами переходы в повествовании столь резки, что возникает нечто в духе оксюморона:
«Некоторые деятели культуры, не согласные с цензурными ограничениями, эмигрировали в расчёте обрести на Западе «свободу творчества» и выражения своих политических взглядов. Некоторые были высланы. [Перечисление имён]. Не все смогли найти себя на Западе, многие впоследствии вернулись творить и созидать на Родину. Однако, несмотря на цензуру и подчас мелочный контроль властных структур, литературная и художественная жизнь была насыщенной и яркой».
— глава I, §14, страница 168
Так получается, что основания уезжать для деятелей культуры всё же имелись? Ведь авторы сами признают «цензурные ограничения» и «мелочный контроль» — при том, что за этими эвфемизмами мог скрываться даже фактический запрет на профессию. И о каком расчёте обрести что-либо на Западе может вообще идти речь, раз следующим же предложением в тексте идёт прямое признание, что отдельных людей за рубеж выдавливали насильно? Подобных противоречивых пассажей в тексте хватает с избытком.
Фотография начала 1990-х. На снимке Иосиф Бродский запечатлен на набережной реки Гудзон в Нью-Йорке, в компании Геннадия Комарова (1944–2021), составителя первого полного собрания сочинений Бродского в четырех томах (1990)
Аукционный дом «12-й стул»
Куда более свободны от двусмысленности заключительные разделы учебника, посвящённые уже путинской России. Там господин Мединский и его соавторы прямо наступают на горло своей же песне («меньше чисел, дат, статистики») и выдают местами совершенно нечитаемую простыню про нескончаемый рост при их любимом президенте примерно всего, от ипотечных льгот до производства ракет. Теракты в Беслане и на московской Дубровке упомянуты скороговоркой, про взрывы домов в 1999-м, гибель подлодки «Курск» и подавление инакомыслия в разных формах (от разгона старого НТВ до процессов Навального, Кара-Мурзы и Яшина) не сказано ни слова.
Из августа 2023 года, правда, отдельные фрагменты получившейся эпической Путиниады читаются с нотками издёвки:
«Был создан новый ракетный комплекс практически неограниченной дальности действия с тяжёлой межконтинентальной ракетой «Сармат». Разработана малогабаритная сверхмощная ядерная энергетическая установка, обеспечивающая подводному беспилотному аппарату «Посейдон» значительную дальность действия. […] Начались поставки в армию боевых лазерных комплексов. В серийное производство был запущен танк нового поколения «Армата». Новые современные виды стратегических вооружений России свели на нет усилия США и НАТО добиться глобального изменения военно-стратегического паритета в свою пользу».
— глава II, §36, страница 383
Впрочем, к этим строкам юному читателю полагается подойти предельно подготовленным. Несмотря на все шероховатости и неоднозначности, в учебнике заметны четыре ключевых посыла, проходящие магистралями через весь разговор о 1945–2023 годах.
"Успехи вьетнамского народа в войне за полное освобождение своей страны"...
Все же признаюсь, что мне казалось невозможным сегодня писать серьёзно в таком стиле из советской газеты 1970-х. Я в нем вижу скорее пародию.
Пародии здесь, увы, нет, потому как подобные перлы раскиданы по всему Так Называемому Учебнику.
Остается только надеяться, что остались еще учители, способные учить не по учебнику и передавать умение читать между строк. Я в своей жизни такого знал (Дерендяев Сергей Семенович, может и к счастью, до нынешних времен недоживший (умер осенью 2012)).
Ленин, стало быть, в отличие от Горбачева, руководил стройкой, а Сталин был директором завода. Круто, чо.
Как и действующий глава государства :)
Да, это они неосторожно: собственно говоря, единственный за всю историю отечественный лидер, который руководил стройкой - это Ельцин...
Значит запишут в масоны
С натяжкой можно приплюсовать ещё землемера Брежнева :)
Ну, мерить - не строить...
История как наука уничтожена в СССР задолго до мединского и ко.
В Российской Империи...
В гимназиях Российской империи учителя сами выбирали учебники.
"А всех причастных к его созданию — будет ждать заслуженная ответственность (прежде всего, моральная) за внушение антигуманных идей несовершеннолетним".
Ах, Розенберг и Штрейхер!
Как жестоко и искренне страдали ваши идейные шеи, когда вы болтались на висилице!
Некому будет спросить с них. Большинство россиян не захочет признавать, что они жили в придуманной стране.
Если кратко, то содержание учебника сводится к апологии государства. Большинство детей его просто не прочитает, или воспримет как набор правильных слов, нужных, чтобы получить хорошую оценку.
Увы, это не так. Учебник формирует некие базовые принципы отношения к миру, даже если по отдельным пунктам человек думает "ровно наоборот". Если Вы поговорите с 50-летними и старше, Вы увидите, что на 70% они видят мир именно по советским учебникам. Так что мина заложена знатная и на десятилетия (при том, что я отлично понимаю: не-идеологизированной популярной истории не бывает).
Советские учебники предлагали краткие и удобные для усвоения формулы устройства советской действительности. Т.е. не учебники сами по себе создавали образ мира. Они делали его всего лишь логичней и понятней. А та система была максимально последовательной во всех своих аспектах. В отличие от. К тому же стоить отдать дань уважения людям, превращавших советские доктрины в набор преподаваемых дисциплин. Они были профессионалами высочайшего уровня. Чего никак не скажешь об авторах обсуждаемого поделия.
Почему-то люди верят, что любая глупость, отпечатанная многомиллионным тиражом и имеющая статус учебника, способна изменить сознание миллионов. В это верят и авторы этой писанины, и ее заказчики, и — парадоксальным образом — ее критики.
Ну так подождите, путинизм еще и четверти века не продержался, к 70-ти летнему юбилею «исправят, дополнят и переработают»))
Если бы все было так просто. Учебник провозглашает простую идею: мы всегда правы, а кто не согласен - тому в морду. К сожалению, подобные примитивные идеи соответствуют неким базовым инстинктам, "свои и чужие", "мы и враги" и их довольно легко вбивать в головы. Вот более сложные идеи, что свое государство может быть и не право, а то и преступно, доносить труднее и требует бОльших усилий.
Подросткам такая простота как раз подходит. Не стоит преувеличивать роль учебника в такой накачке. Такое сейчас отчаянно транслируется по всем доступным пропагандистам каналам. Учебник это лишь небольшая добавочная порция в общем мутном потоке.
Противоположная идея, о которой вы говорите, вообще-то тоже не бином Ньютона. Ее давно научились упаковывать в доступные большинству формулы.
Да, спасибо, Михаил, что отдельно на этот аспект указали. Спускаться всегда проще, чем подниматься.
Ну, Влад, это объективно хопиум. Что-то наверняка отложится в подкорке. Особенно если учитель соответствующе заряжен.
Да кто же спорит с тем, что в целом это все отвратительно. Я лишь подразумеваю, что в целом эта концепция плохо бьется с реальностью, к сожалению, школьники поймут это лишь некоторое время спустя. В отличие от модельной для авторов советской эпохи, современная предполагает очень много видов активности помимо государства. От бизнеса до волонтерства.
Беда не в том, что отложится в голове. Отложится у немногих. А в том, что учит привычному двоемыслию. Всех.
Вы правы, но всё-таки в олдном не разделяю Вашего оптимизма: отложится в голове у многих.
>современная предполагает очень много видов активности помимо государства
Но с каждым месяцем эта сфера всё больше сужается.
Не совсем так. Сфера не сужается. Потому что государство не берет на себя больше функций. Осложняется деятельность внутри нее и множится форм контроля и число запретов. Советские учебники обозначали идеальную реальность, этот обозначает линию серьезного конфликта. Он потому и оказался нужен, что конфликт нарастает.
Какой позор.
Так называемые историки пишут так называемый учебник. Вряд ли они откажутся от авторских отчислений от миллионного тиража из так называемых патриотических убеждений. Казалось бы, нехорошо считать деньги в чужом кармане, но это деньги так называемых налогоплательщиков.
Не удивлюсь, что ВЭВ (вот это всё) было устроено ради того, чтобы написать этот вот, "так называемый" учебник. Если бы всё было бы нормально (ну там экспертное сообщество какое-то присутствует), то кто бы позволил такую вот халтурку запустить?
Свои деньги в чужом кармане считать не то, что хорошо, а нужно. Жаль, что так много граждан воспринимают налоги, как дань
Бросьте, большинство даже не понимает, сколько они платят - именно поэтому власть не торопится переносить бремя уплаты НДФЛ на физлица, чтоб вопросов не задавали
Это в большинстве стран мира, и во всех, окружающих Россию. Корень многих проблем общества - именно в этом.
Живу в Финляндии, здесь не так :)
Вы - молодец, потому что живете в стране , которая к этому большинству не относится.