Кадр из фильма "Карнавальная ночь" (1956 год).

Кадр из фильма "Карнавальная ночь" (1956 год).

Может быть, читателю покажется, что мы тут слишком много говорим о новом учебнике истории. Но в стране, где место поиска будущего занимает постоянное переизобретение прошлого — это, уж извините, важнейшая тема. Простой пример — если не верите, то вспомните эпохальную статью лучшего друга историков, в свободное от исторических изысканий время подрабатывающего президентом России, — «Об историческом единстве русских и украинцев». Она вышла в июле 2021-го, но в ней уже было сказано все, что повторил в феврале 2022-го президент России, подрабатывающий лучшим другом историков. Все, что определило нашу жизнь на годы или навсегда.

Новый учебник истории, подготовленный доктором странных наук Владимиром Мединским, — это не просто книжка. За ним — совокупность многих тем, которые не раз обсуждались (в том числе и во «Власти»). Это и есть венец усилий государства, которое стремительно архаизируется, удержать в орбите своего влияния молодежь, которая в силу естественных возрастных характеристик в архаику не хочет.

Но рубрика у нас — «Цитата недели», и сосредоточимся мы на небольшом фрагменте великого труда. Итак.

«В то время у диссидентов не было возможности широкой агитации. Их статьи распространялись в самиздате — машинописных журналах тиражом в несколько сот экземпляров. Иногда их пересылали для публикации за границу. Западные СМИ их охотно распространяли и проводили скоординированные пропагандистские кампании, призванные скомпрометировать «попирающий права человека» СССР.

Параллельно в среде творческой интеллигенции нарастало желание выразить свою «протестную позицию» средствами «современного искусства». При этом главным мерилом «успеха» того или иного творческого произведения или мероприятия становилось их освещение в западных СМИ.

Наиболее известной акцией художников-неформалов стала «бульдозерная выставка» (1974). Свои работы без согласования с городскими властями они выставили на пересечении двух московских улиц. Однако коммунальные службы стали наводить порядок, используя технику, в том числе бульдозер. Западные журналисты, оказавшиеся при этом «совершенно случайно», представили ситуацию, как очередное «нарушение прав человека». Большой резонанс на Западе получил выход сделанного вручную литературного альманаха «Метрополь» (1979), в котором были собраны запрещенные цензурой повести, стихи, эссе.

Несмотря на чрезвычайно широкий разброс идеологических предпочтений, общим для диссидентских групп было неприятие советских порядков, а также стремление заручиться поддержкой на Западе».

В.Р. Мединский, А.В. Торкунов, «История России, 1945 год — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Глава I, параграф 14, «Идеология и культура в 1964–1985 гг.», сс. 166–167.