kremlin.ru
7 августа 2023 года в ТАСС прошла пресс-конференция помощника президента Владимира Мединского и министра просвещения Сергея Кравцова, посвященная презентации нового единого государственного учебника по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х классов, обучение по которому начнется с 1 сентября 2023 года. «По большому счету это первый подобный учебник после распада СССР», — заявил Мединский, сообщив, что все российские школы, в том числе в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях, получат эти учебники к 1 сентября.
По словам Мединского, одной из главных задач при создании нового учебника был пересмотр соотношения и содержания всеобщей истории и истории России. Кравцов уточнил, что в учебнике будет отражено, как Россия повлияла на мировую историю. А научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян отметил, что в новом учебнике смещен акцент с европейских государств на страны Азии, Африки и Латинской Америки, история африканских стран сейчас «занимает почти треть книги».
В свою очередь Мединский рассказал, что в учебнике представлен переработанный, «кардинально переписанный» раздел современной истории страны 1970-х, 1980-х, 1990-х и нулевых годов. «Добавлен раздел с 2014 года по настоящий момент, включая спецоперацию», — заявил Мединский. Он также пояснил, что в новом учебнике «значительно меньше чисел, дат, статистики и больше рассказов о людях и событиях» и что такой учебник «легче читать». «Авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного», — похвастался Мединский.
История создания единого учебника
История создания единого учебника истории (простите за тавтологию) тянется с начала десятых годов этого века. В апреле 2013 года на очередной, одиннадцатой по счету, «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент высказал эту идею вслух: «В этом году в список рекомендованных учебников истории вошли 65 учебных пособий — разве это нормально? Некоторые важнейшие вещи у нас знают только специалисты, и это надо исправлять. <…> Некоторые молодые люди не понимают, что подвиг ветеранов — это и предмет их собственной гордости. Они не чувствуют связи с героями прошлых лет». По словам Путина, такие вещи происходят, в том числе, из-за отсутствия официальной оценки исторических событий. «Но это совсем не значит, что мы должны вернуться к тоталитарному мышлению. Есть общая канва, а есть разные мнения — и такое, и такое, и такое. У нас талантливые учителя, они смогут правильно это преподнести».
«Инициатива о создании новых учебников истории для средней школы исходила именно от Владимира Путина, — подчеркивала «Российская газета». — По его мнению, пособие не должно содержать двойных толкований. Глава государства отмечал, что учебники будут рассчитаны на разные возрасты, но «построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого»».
Работа над созданием учебников истории «в рамках единой концепции», то есть с точки зрения правящего режима, была поручена созданному в 2012 году «Российскому историческому обществу» (РИО) под руководством на тот момент председателя Государственной думы С. Е. Нарышкина — силовика, спецслужбиста, с 2016 года занимающего пост директора Службы Внешней разведки РФ.
«Российское историческое общество» быстренько выработало «Единый историко-культурный стандарт», и уже в 2014 году на его основе был объявлен конкурс для издательств по разработке линейки школьных учебников.
После присоединения Крыма Путин поручил дополнить концепцию нового учебника. «Правительству Российской Федерации <…> совместно с Российским историческим обществом обеспечить включение в концепцию нового учебно-методического комплекса отечественной истории сведений о роли Крыма, в том числе города Севастополя, в судьбе Российской империи, СССР и современной России. Срок — 15 августа 2014 года», — говорится в поручении Путина от 2 июня 2014 года.
Всего были одобрены три линейки новых учебников по истории, подготовленных издательствами «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа», и уже в 2016/17 учебном году они стали использоваться в школе.
Kremlin Pool/Global Look Press
Всем было понятно, что три линейки учебников — это промежуточный итог по приведению обучения истории в школе к единому, официально признанному государством стандарту, и что, в конце концов, останется только один учебник.
В 2013–2015 годах в обществе еще шли дискуссии о невозможности единого толкования истории и недопустимости внедрения единого учебника для школьников, составленного «в рамках единой концепции» и избавленного от «внутренних противоречий и двойных толкований» (сейчас, в 2023 году, когда этот единый учебник готов, общество уже не дискутирует, а тихо ужасается).
«Комитет гражданских инициатив» в мае 2013 года выступил с заявлением, которое также подписали многочисленные специалисты-историки. В заявлении Комитет выражал обеспокоенность кампанией по внедрению единого общенационального учебника истории для школьников, назвав эту задачу в принципе невыполнимой, поскольку с позиций современной исторической науки никакой «исторический факт» не может существовать и осмысляться в отрыве от различных и подчас противоречащих друг другу оценок, и только знакомство с многомерной и сложной историей формирует активного и ответственного гражданина. В ином случае история превращается в перечень фактов или в идеологическую доктрину, «героический национальный миф».
Еще одна группа историков и преподавателей истории в мае 2014 года обратилась к авторам школьных учебников и к академическим историкам с призывом бойкотировать конкурс по созданию единого учебника отечественной истории, поскольку цель такого конкурса, по их мнению, состояла в создании «фальсифицированной, но «идеологически правильной» версии российской истории».
В июне 2015 года в Москву по приглашению Института гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ приезжал из Италии знаменитый историк-медиевист Карло Гинзбург. В интервью, которое он дал российским журналистам, его спросили, как он относится к инициативе создания в России «единого учебника истории». На это Карло Гинзбург ответил: «Мне кажется, подобные начинания всегда подразумевают попытку взятия прошлого под контроль. Точнее, нашего восприятия прошлого, а следовательно — и настоящего, и, вероятно, будущего тоже. В каком-то смысле эти попытки напрасны, однако они предпринимаются снова и снова… Как историк я отношусь к этому плохо, и вот почему: сама идея исторической правды, которую я поддерживаю и которой предан, подразумевает, что эта правда может быть оспорена, а подобная опровержимая правда противоречит идее «единого учебника»… Внутри текущего момента, разумеется, такие попытки отнюдь не выглядят бесплодными, но если мы посмотрим на это в перспективе — с определенного удаления — действительно окажется, что они, скорее, напрасны: тут в силу вступает то, что я называю изменчивостью контекста. Исторические обстоятельства постоянно обновляются, и даже самые устойчивые режимы со временем падают; с этой позиции желание контролировать прошлое обречено».
Доктор исторических наук, профессор Иван Курилла в 2013 году написал статью «Дорога в никуда» — именно так он обозначил создание единого учебника истории для школы, «который будет отражать какой-то единственный подход к отечественной истории».