Во время посещения концерна "Калашников" министр культуры Владимир Мединский показывает Владимиру Путину макет памятника Михаилу Калашникову, 20 сентября 2016 года

Во время посещения концерна "Калашников" министр культуры Владимир Мединский показывает Владимиру Путину макет памятника Михаилу Калашникову, 20 сентября 2016 года

kremlin.ru

7 августа 2023 года в ТАСС прошла пресс-конференция помощника президента Владимира Мединского и министра просвещения Сергея Кравцова, посвященная презентации нового единого государственного учебника по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х классов, обучение по которому начнется с 1 сентября 2023 года. «По большому счету это первый подобный учебник после распада СССР», — заявил Мединский, сообщив, что все российские школы, в том числе в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях, получат эти учебники к 1 сентября.

По словам Мединского, одной из главных задач при создании нового учебника был пересмотр соотношения и содержания всеобщей истории и истории России. Кравцов уточнил, что в учебнике будет отражено, как Россия повлияла на мировую историю. А научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян отметил, что в новом учебнике смещен акцент с европейских государств на страны Азии, Африки и Латинской Америки, история африканских стран сейчас «занимает почти треть книги».

В свою очередь Мединский рассказал, что в учебнике представлен переработанный, «кардинально переписанный» раздел современной истории страны 1970-х, 1980-х, 1990-х и нулевых годов. «Добавлен раздел с 2014 года по настоящий момент, включая спецоперацию», — заявил Мединский. Он также пояснил, что в новом учебнике «значительно меньше чисел, дат, статистики и больше рассказов о людях и событиях» и что такой учебник «легче читать». «Авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного», — похвастался Мединский.

История создания единого учебника

История создания единого учебника истории (простите за тавтологию) тянется с начала десятых годов этого века. В апреле 2013 года на очередной, одиннадцатой по счету, «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент высказал эту идею вслух: «В этом году в список рекомендованных учебников истории вошли 65 учебных пособий — разве это нормально? Некоторые важнейшие вещи у нас знают только специалисты, и это надо исправлять. <…> Некоторые молодые люди не понимают, что подвиг ветеранов — это и предмет их собственной гордости. Они не чувствуют связи с героями прошлых лет». По словам Путина, такие вещи происходят, в том числе, из-за отсутствия официальной оценки исторических событий. «Но это совсем не значит, что мы должны вернуться к тоталитарному мышлению. Есть общая канва, а есть разные мнения — и такое, и такое, и такое. У нас талантливые учителя, они смогут правильно это преподнести».

«Инициатива о создании новых учебников истории для средней школы исходила именно от Владимира Путина, — подчеркивала «Российская газета». — По его мнению, пособие не должно содержать двойных толкований. Глава государства отмечал, что учебники будут рассчитаны на разные возрасты, но «построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого»».

Работа над созданием учебников истории «в рамках единой концепции», то есть с точки зрения правящего режима, была поручена созданному в 2012 году «Российскому историческому обществу» (РИО) под руководством на тот момент председателя Государственной думы С. Е. Нарышкина — силовика, спецслужбиста, с 2016 года занимающего пост директора Службы Внешней разведки РФ.

«Российское историческое общество» быстренько выработало «Единый историко-культурный стандарт», и уже в 2014 году на его основе был объявлен конкурс для издательств по разработке линейки школьных учебников.

После присоединения Крыма Путин поручил дополнить концепцию нового учебника. «Правительству Российской Федерации <…> совместно с Российским историческим обществом обеспечить включение в концепцию нового учебно-методического комплекса отечественной истории сведений о роли Крыма, в том числе города Севастополя, в судьбе Российской империи, СССР и современной России. Срок — 15 августа 2014 года», — говорится в поручении Путина от 2 июня 2014 года.

Всего были одобрены три линейки новых учебников по истории, подготовленных издательствами «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа», и уже в 2016/17 учебном году они стали использоваться в школе.

Владимир Путин и Владимир Мединский на встрече с российскими и иностранными деятелями культуры — участниками совместных культурных проектов. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2 декабря 2016 года

Kremlin Pool/Global Look Press

Всем было понятно, что три линейки учебников — это промежуточный итог по приведению обучения истории в школе к единому, официально признанному государством стандарту, и что, в конце концов, останется только один учебник.

В 2013–2015 годах в обществе еще шли дискуссии о невозможности единого толкования истории и недопустимости внедрения единого учебника для школьников, составленного «в рамках единой концепции» и избавленного от «внутренних противоречий и двойных толкований» (сейчас, в 2023 году, когда этот единый учебник готов, общество уже не дискутирует, а тихо ужасается).

«Комитет гражданских инициатив» в мае 2013 года выступил с заявлением, которое также подписали многочисленные специалисты-историки. В заявлении Комитет выражал обеспокоенность кампанией по внедрению единого общенационального учебника истории для школьников, назвав эту задачу в принципе невыполнимой, поскольку с позиций современной исторической науки никакой «исторический факт» не может существовать и осмысляться в отрыве от различных и подчас противоречащих друг другу оценок, и только знакомство с многомерной и сложной историей формирует активного и ответственного гражданина. В ином случае история превращается в перечень фактов или в идеологическую доктрину, «героический национальный миф».

Еще одна группа историков и преподавателей истории в мае 2014 года обратилась к авторам школьных учебников и к академическим историкам с призывом бойкотировать конкурс по созданию единого учебника отечественной истории, поскольку цель такого конкурса, по их мнению, состояла в создании «фальсифицированной, но «идеологически правильной» версии российской истории».

В июне 2015 года в Москву по приглашению Института гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ приезжал из Италии знаменитый историк-медиевист Карло Гинзбург. В интервью, которое он дал российским журналистам, его спросили, как он относится к инициативе создания в России «единого учебника истории». На это Карло Гинзбург ответил: «Мне кажется, подобные начинания всегда подразумевают попытку взятия прошлого под контроль. Точнее, нашего восприятия прошлого, а следовательно — и настоящего, и, вероятно, будущего тоже. В каком-то смысле эти попытки напрасны, однако они предпринимаются снова и снова… Как историк я отношусь к этому плохо, и вот почему: сама идея исторической правды, которую я поддерживаю и которой предан, подразумевает, что эта правда может быть оспорена, а подобная опровержимая правда противоречит идее «единого учебника»… Внутри текущего момента, разумеется, такие попытки отнюдь не выглядят бесплодными, но если мы посмотрим на это в перспективе — с определенного удаления — действительно окажется, что они, скорее, напрасны: тут в силу вступает то, что я называю изменчивостью контекста. Исторические обстоятельства постоянно обновляются, и даже самые устойчивые режимы со временем падают; с этой позиции желание контролировать прошлое обречено».

Доктор исторических наук, профессор Иван Курилла в 2013 году написал статью «Дорога в никуда» — именно так он обозначил создание единого учебника истории для школы, «который будет отражать какой-то единственный подход к отечественной истории».