Facebook* (общедоступная группа Operation Drake). *принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией
Поздние 1970-е для США и Великобритании выдались «пограничными». Обе страны переживали переходную стадию, когда эпоха свингующих и идеалистических шестидесятых была уже позади, а политически и культурно перенасыщенные 1980-е в свои права еще не вступили.
Состояние «содержательного вакуума» обострялось чудовищной социально-экономической ситуацией. 38-й президент США Джимми Картер в своей знаменитой речи расскажет о «кризисе американского духа» (происходящем на фоне вполне осязаемого энергетического), а британскому премьеру Джеймсу Каллагену во время массовых забастовок против ограничений заработной платы припомнят его высказывание 1974 года:
«Будь я помоложе, я бы, наверное, эмигрировал».
В такие периоды морального упадка у общества появляется повышенный запрос на события и явления, которые помогли бы ему вернуть национальную гордость и веру в будущее. Надежду на завтрашний день, в котором иранские радикалы не будут брать в заложники американских граждан, а ливерпульские чиновники — обсуждать возможность привлечения горожан к выкапыванию мест погребения для родственников на фоне забастовок могильщиков.
Разумеется, в годы тягот, архитекторами которых зачастую выступают условные «взрослые», колоссальные надежды принято возлагать на молодое поколение. И в случае с США подобная ставка на молодежь сработала безукоризненно.
Имеется в виду «Чудо на льду» — матч между хоккейными сборными США и СССР на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде 1980 года, завершившийся неожиданной победой американской команды (что примечательно, на 90% состоявшей из студентов колледжей). Как писал тогда Sports Illustrated, по всей стране люди поднимали усыпанные звездами знамена, улицы олимпийской столицы захлестнули стихийные митинги, а в одном из ресторанов Атланты появился названный в честь вратаря американской сборной Джима Крейга коктейль. «Что в коктейле Крейга? Все, кроме водки»,— признавался менеджер заведения.
В Великобритании в конце семидесятых тоже случилось свое «чудо», но, в отличие от американского, в поп-культуре оно воспето не было и ко дню сегодняшнему как-то совсем уж подзабылось. Хотя в нем были замешаны и британская королевская семья, и около 4 тысяч спонсоров, и совсем юные семнадцатилетние британцы.
Журналист Republic поговорил с участниками тех событий и сделал свои выводы.