Изображение: Wikipedia
В России ещё в вегетарианские 2010-е годы борьба с переписыванием истории приобрела характер почти что национальной идеи. Трудно даже сказать, когда именно грозные напоминания о недопустимости подобного занятия превратились в протокольную часть выступлений первых лиц — настолько уж они приелись даже вполне верноподданнической публике. Хотя, если подумать, разве плохо, когда научное знание не стоит на месте? Математики постоянно выдвигают свежие теоремы, химики порой добавляют новые элементы в таблицу Менделеева, астрономы целый Плутон разжаловали из полновесных планет в карликовые.
Чем здесь хуже историки? По-видимому, тем, что объект их знания предполагает прямую связь с человеческим обществом, его ценностями и установками. Но всё равно получается наивно: будто правивший многие века назад князь и битвы с его участием влияют на ныне живущих людей в моменте сильнее того же разжалованного Плутона. Не убегут же за рубеж по-настоящему гордые за свою страну граждане от внезапного осознания, что конкретный правитель из прошлого на деле был не так велик, как утверждали авторы школьных учебников.
Веками тезис о непреходящем значении Куликовской битвы служил одной из основ российского национального мифа, несмотря на ряд очевидных слабых мест. Ведь если московский князь добился в том сражении невероятного триумфа, то как вышло, что уже в 1382-м «поверженные» враги сожгли его столицу дотла? Почему впоследствии ордынское иго над северо-восточными русскими княжествами — ядром будущей России — продержалось ещё век? И можно ли вообще доверять устоявшейся концепции того сражения, ведь почти все её элементы (вплоть до названия) сконструировали не современники, а авторы, жившие спустя века?
Подобные несостыковки порождали у критиков ответное желание представить Куликово поле не таким уж и значимым событием. Что тоже неверно — ведь, как учил ещё Аристотель, крайности в итоге сходятся, а истина обычно лежит между ними.
Ненастоящий хан против русской «конфедерации»
Кажется, о Куликовской битве даже далёкие от глубоких познаний в истории россияне знают всё. Каждый ведь скажет, например, против кого Дмитрий Донской вёл туда свои войска — против хана Мамая, правителя Золотой Орды. И вроде как очевидный ответ содержит сразу две фактические ошибки. Мамай не правил всей степной державой и ханского титула не носил.
В середине XIV века Золотая Орда — она же Улус Джучи, западная часть прежней гигантской Монгольской империи — переживала Великую замятню. Так русские летописцы называли смуту внутри соседнего государства, обернувшуюся его полураспадом. И Мамай, один из наиболее удачливых «варлордов» своего времени, контролировал лишь часть Улуса: Нижнее Поволжье и Северное Причерноморье вместе с Крымом. Грубо говоря — внешний фронтир Орды, само ядро Великой Степи ему никогда не подчинялось. При этом военачальник титуловался лишь беклербеком («князем князей») и не мог претендовать на полновесную ханскую власть, поскольку не принадлежал к прямым потомкам Чингисхана.
Нюанс покажется несущественным человеку XXI века, но для людей средневековья он носил фатальный характер.
Даже русские летописцы без сомнений именовали ханов-чингизидов вроде Джанибека или Тохтамыша «царями», а вот Мамай у них выходил князем или просто темником — то есть предводителем «тьмы», крупным военачальником. Поэтому беклербек в условиях замятни был обязан постоянно доказывать свою легитимность. Мамай вынужденно правил через подставных чингизидов и регулярно искал военных побед вкупе с выплатами дани.
Карта: Wikipedia / Kirill Borisenko
С набиравшей силу Москвой Мамай поначалу дружил. В 1362 году ордынец сам отправил 12-летнему князю Дмитрию Ивановичу ярлык на великое княжение. Небывалая милость — раньше русские правители сами приезжали за вожделенным артефактом в Орду.
Лишь в XVI веке летописцы начнут называть Дмитрия «Донским». Ранее это прозвище обычно употребляли в отношении его брата Владимира, тоже дравшегося на Куликовом поле. Впоследствии того «переименовали» в Храброго.
Но затем отношения между беклербеком и князем начали портиться. Первый требовал платить пресловутый выход (дань) в размерах времён Джанибековых. Дмитрий же обоснованно считал, что Орда хана Джанибека, то есть 1340-х годов, неравнозначна Орде при наступившей затем смуте. Да и сам Мамай, в отличие от Джанибека, никакой не хан.
В 1374 году Дмитрий провёл княжеский съезд в Переяславле-Залесском. То есть создал что-то вроде лиги из уже шедших в московском фарватере соседних правителей. Конечно, ни о каком общерусском единстве ещё не шло и речи, главенство будущей столицы признавали в основном третьестепенные удельные княжества вроде Тарусского или Пронского. Но в 1376 году союзные войска совершили грабительский набег на подвластную Мамаю Волжскую Булгарию. Этим они бросили прямой вызов беклербеку, после которого тот не мог не пойти войной на зарвавшихся данников.
Фото: Wikipedia / Alexander V. Solomin
Боевые действия шли с переменным успехом. 11 августа 1378 года на реке Воже (современный Рыбновский район Рязанской области) русские заманили потомков монгольских завоевателей в ловушку и почти полностью их истребили.
«Бегич [командующий ордынцами] не решился переходить реку на виду у русского войска и, по словам летописца, стоял много дней. Тогда Дмитрий Иванович сам решил отойти от реки, отдать берег ордынцам, чтобы вынудить их к прямому бою. Бегич попался в расставленную западню»
— Вадим Каргалов, советский и российский историк
При детальном рассмотрении московское противостояние Орде 1370-х годов может и не выглядеть чем-то героическим. По существу, Дмитрий Иванович не противился самой идее владычества степняков: просто хотел свести его к чему-то церемониальному и при удобном случае самому грабить сюзерена. Тем более князь и не мечтал о полноценном объединении всех русских княжеств: тут бы удержать хрупкую «Переяславскую конфедерацию». Да и ограниченные амбиции Дмитрия во многом подпитывала ордынская слабость, в особенности — отсутствие у врага общепризнанного лидера.
Однако для потомков уже сам факт появления русского правителя, готового открыто противостоять Орде ретроспективно выглядел судьбоносным. Это нужно учитывать при понимании того, зачем так проникновенно конструировали миф о Куликовской битве непохожие друг на друга люди из разных времён — от Ивана Грозного до Николая Карамзина.
Как Мамаю не оставили выхода
Восприятие Куликовской битвы как a priori эпического события грандиозных масштабов основывается на двух спорных источниках, созданных спустя ощутимое время после события. Речь идёт о «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище» — не строгих летописях, а больше беллетристике, написанной уже в XV веке.
Только к 1820-м годам «Куликовская битва» стала общепринятым названием сражения в российской историографии. Ранее конфликт обычно называли Донским или Мамаевым побоищем.
Интервал в 50–100 лет не выглядит ужасным сам по себе. Гораздо хуже, что к потомкам и «Задонщина», и «Сказание» дошли в виде списков, то есть копий, которые продолжали делать вплоть до XIX века. Их анонимные авторы переиначивали оригиналы, упуская часть исходного материала и добавляя свои сомнительные детали. Как результат, в некоторых списках Мамай становился «царём» и почитателем славянских божеств, а в союзники на Куликовом поле ему приписывали литовского князя Ольгерда — на деле умершего за три года до битвы. Из ниоткуда возникали целые героические сюжеты, вроде поединка Пересвета с Челубеем или переодевании князя Дмитрия в простого ратника.
Со временем даже просвещённая публика неизбежно воспринимала такие вставки как непреложную истину.
Разные вариации «Задонщины» и «Сказания» создают одинаковое ощущение, что победа в 1380 году спасла Русь от чего-то катастрофического, вроде Батыева нашествия полуторавековой давности. Живший в XIX веке историк Сергей Соловьёв даже натужно сравнивал Куликово поле с Каталаунскими полями и французским Пуатье: дескать, наши предки спасли всю Европу от нашествия алчных кочевников.
Изображение: Wikipedia / Cresques Abraham
Однако написанные в 1408 и 1425 годах в строго фактологическом ключе Краткая и Пространная летописи о побоище на Дону представляют иную картину. Мамай не собирался ни повторять деяния Батыя, ни тем более захватывать Европу. Камнем преткновения между ним и Дмитрием послужил тривиальный вопрос выхода.
«И начал Мамай посылать послов к князю Дмитрию, просить дани, какую платили при царе Джанибеке, а не по своему договору. А христолюбивый князь, чтобы избегнуть кровопролития, хотел платить ему такую дань, какую христиане смогут, и по своему договору, что заключил с Мамаем. Но Мамай не захотел, охваченный гордостью»
— Пространная летопись 1425 года
Под «своим договором» авторы имеют в виду весьма либеральное соглашение 1371 года. Тогда ордынцы разрешили москвичам платить дань в размере «по рублю с двух сох». По современным оценкам, ежегодная выплата составляла порядка 150 килограмм серебра — ощутимо, но не разорительно для уже небедного княжества. Однако теперь Мамай требовал выхода по старым расчётам, примерно втрое-вчетверо бо́льшим. По-видимому, беклербек искал средств на продолжение усобицы внутри Орды и одновременно хотел приструнить данника — за набег на Булгарию и битву на Воже.
Московский князь не принял условий визави. К лету 1380 года переговоры зашли в тупик. Обе стороны готовились к решающей битве.