Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
В неписанной идеологии современной России фигура князя Александра занимает важное место. Почитатели изображают его как выдающегося полководца, хранителя «правильной» веры и родоначальника великой империи. Неудивительно, что потомки поднимали образ князя на знамёна в самые разные войны: от ливонской авантюры Ивана Грозного до вторжения современной РФ в Украину.
Так, 3 ноября 2023 года Владимир Путин на встрече с членами Общественной палаты РФ оправдывал свою политику действиями жившего восемь веков назад человека. Действующий глава России объяснил, что Александр Невский кланялся ордынским ханам и получал ярлык на княжение не просто так. Прежде всего — чтобы якобы эффективно противостоять западным завоевателям, которые, со слов историка-любителя, стремились уничтожить русскую культуру
Чем громче современные почитатели Александра Невского призывают помнить о его заслугах, тем сильнее ниспровергатели князя напоминают о неоднозначности многих эпизодов из средневековой истории. Противники героизации правителя убеждены, что в действительности тот не одерживал крупных побед и лишь помог монголам установить иго над Русью, закрыв стране путь в Европу.
Отношение к князю Александру всё больше становится производной от политических взглядов и отношения к действующей российской власти, а не оценкой его реальных дел на специфическом фоне XIII века. Так каким на самом деле был этот полководец и правитель?
Человек эпохи междоусобиц
Князь Александр родился в городе Переславле-Залесском в 1220 году. Он приходился сыном Ярославу Всеволодовичу, одному из крупнейших князей начала XIII века — пика феодальной раздробленности на Руси. Страна сохраняла единство религии и культуры, но политически распалась на дюжину крупных княжеств. Там правили представители разных ветвей династии Рюриковичей.
Изображение: Wikipedia / Hellerick (talk)
Родственные связи не мешали князьям враждовать друг с другом. В 1216 году отец Александра Ярослав пошёл войной на своего тестя Мстислава Удатного и проиграл. Мстислав после победы забрал у зятя свою дочь обратно. Впрочем, в эпоху русской раздробленности случались и более вопиющие инциденты.
В 1217 году рязанский князь Глеб под предлогом разрешения династического спора заманил шестерых родственников вместе с их приближёнными на ложный «съезд» в село Исады, где перебил всех гостей.
В 1215–1236 годах Ярослав Всеволодович четырежды правил в Великом Новгороде — настоящем мегаполисе своего времени, разбогатевшем за счёт северных экспедиций и торговли с Западной Европой. В городе с населением порядка 50 тысяч человек действовало сильное самоуправление, все важные вопросы решало вече — собрание полноправных взрослых мужчин. С 1136 года новгородцы добились права самостоятельно призывать князя: в качестве командира войска и главного третейского судьи, но не полновластного политического руководителя.
О ранних годах Александра известно мало, не сохранилось и его аутентичных прижизненных портретов. Существуют лишь догадки, что молодой князь по материнской линии имел половецкие корни, поэтому и его облик сильно отличался от посмертных иконописных изображений русоволосого, светлоглазого человека с густой окладистой бородой.
Такой порядок порождал недоверие к властолюбивым лидерам вроде Ярослава, что объясняет три его изгнания из Новгорода. В 1236 году он уехал править в Киев, объявив новгородским князем своего сына Александра. Юноше на тот момент исполнилось 15–16 лет. По средневековым меркам этот возраст считался уже достаточным для самостоятельного правления.
Wikipedia / Лицевой летописный свод, XVI век
В 1238 году Александр женился на дочери полоцкого князя Александре. В 1240 году новогородскому правителю исполнилось около 20 лет, к этому времени относится первое крупное событие с его участием — Невская битва против шведов, в русской традиции датируемая 15 июля.
Стычка горячих ребят во фронтире
Среди историков существуют два взгляда на сражение 1240 года. По классической концепции, Александр на Неве разбил крупный вражеский отряд численностью в 5000 воинов. Вторгнувшиеся шведы с благословения папы римского планировали захватить и окатоличить северные русские земли. Поэтому победа молодого князя спасла его соотечественников от иностранного господства.
Альтернативная точка зрения представляет битву одной из многих стычек между шведами и новгородцами в разделявшем их «фронтире»: современной Финляндии, Карелии и Ленинградской области РФ. Косвенно эту гипотезу подтверждает, что в первой половине XIII века внутри Швеции шла своя междоусобная война, осложнённая конфликтом с соседней Норвегией. Сомнительно, что в таких условиях скандинавы смогли собрать и отправить морем на завоевание неблизкой Новгородчины 5000 воинов — немаленькую армию по меркам европейского Средневековья.
Wikipedia / Алексей Кившенко
Александр вряд ли смог бы победить пятитысячное войско силами одной своей дружины, не собирая ополчения и не запрашивая помощи у соседей, как свидетельствовали новгородские летописцы. По всей видимости, в 1240 году шведов на Неве было не больше тысячи, с учётом вспомогательных подразделений из финноязычных народов.
О Невской битве из современников сообщали одни новгородцы, да и то весьма лаконично. Современные им авторы из других восточнославянских княжеств или составители шведской «Хроники Эрика» о подобном событии не упоминали вовсе. Предполагать сканиднавскую необъективность сомнительно — хронисты в те времена фиксировали всё, в том числе и неприятные для своих сюзеренов события. Те же шведы, например, обстоятельно описали, как в 1187 году новгородцы уничтожили Сигтуну, историческую столицу их королевства.
Только с XIV века русские источники стали утверждать, что шведами на Неве командовали Ульф Фаси и Биргер Магнуссон — прославленные военачальники своего времени, известные далеко за пределами Швеции.
Если отбросить более поздние летописные «слои», то выходит следующая картина. Летом 1240 года небольшой отряд авантюристов-шведов высадился у впадения реки Ижора в Неву, рядом с современным Санкт-Петербургом. Судя по всему, целей масштабнее грабежа местных жителей скандинавы себе не ставили. Старейшина Пелгусий, крещёный православный и данник Новгорода, сообщил о незваных гостях своим патронам.
Александр решил обойтись малыми силами и за несколько дней достиг места высадки шведов с дружиной профессиональных воинов. Ижорцы помогли новгородцам незаметно подойти к противнику и неожиданно на него напасть, притом Невский сам возглавил атаку. После недолгого боя шведы бросили лагерь и ретировались на своих суднах. А молодого князя ждали новые противники — немецкие рыцари-крестоносцы.