После некоторых раздумий и споров мы решили все-таки возобновить Афишу «Севера». Да, вот именно теперь, вот именно сейчас. Среди всего, что происходит с нами и не с нами, и, помимо прочего, среди нескончаемых споров об отмене русской культуры, спасительности русской культуры, ответственности русской культуры, вине русской культуры…
Споры эти, кстати, не всегда бесполезны, но пойти и увидеть своими глазами, — тоже дело полезное. Да и вообще, столкновения с красотой нужны человеку, пока он жив.
На всякий случай напоминаем: главный наш интерес — выставки. Взгляд — специфический (но ведь и проект — специфический). Мы не гонимся за оперативностью, наш лозунг не «открылось только что!», а — «еще можно успеть». К тому же, на открывшееся только что ни нас, ни вас все равно не пустят, сначала ведь положено, чтобы всякие серьезные граждане на фоне экспонатов сфотографировались и произнесли положенные глупости. Мы также не будем стремиться непременно рассказать вам о больших проектах больших музеев, предполагая, что про них вы знаете и без нас. Но если посчитаем нужным — будем, потому что предельный субъективизм — еще одно правило этого проекта. Может быть, даже главное.
Будет также присутствовать некоторый москвоцентризм, объясняемый спецификой работы редакции (да, мы по-прежнему в Москве). Но мы очень постараемся расширять географию. И, кстати, ждем в этом помощи от читателей из регионов. Расскажите, что у вас интересного, и чего мы не заметили, а мы расскажем остальным. Действуем на этот раз вместе с проектом «Полит.Ру».
Итак, приступим.
***
И сразу же начнем, сами себе переча, с большого музея. Но тут такое событие, которое просто нельзя пропустить. В Москву, в Новую Третьяковку приехали пермские боги! Нелепое это словосочетание выдумал когда-то красный нарком Луначарский, деревянные Иисусы не виноваты, что их так обозвали. Но они… Они особые, ни на что не похожие, в них — и древняя Русь, и мир, который старше Руси. Вопреки легендам о тотальном церковном запрете на скульптурные изображения, деревянная скульптура много где есть. Но пермская коллекция уникальная. И не только потому, что самая большая. Кстати, в Перми выставляют обычно только малую часть, в основном «боги» — в запасниках. А сейчас их вовсе там не увидишь — собор, в котором много лет жила картинная галерея, окончательно перешел к Церкви, экспонаты переезжают на склад — ждать лучших для себя времен (и хочется верить, что ждать им придется недолго). Кроме того, привезли иконы — там вполне приличная коллекция, строгановские мастера и не только, а также авангард.
Кстати, в Новой Третьяковке не закончился еще «Век графики» (смотр достижений русской графики за сто последних лет, новые приобретения коллекции) и начался «Век спорта». И грядет грандиозная выставка Рериха, но о ней расскажем позже.
Москва, Крымский вал, 10. Пермские гости — до 25 февраля 2024 года, «Век графики» — до 12 ноября, «Век спорта» — до 14 января 2024-го.
***
В Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, который, понятно, «Севером» любим особо, — «Святые жены», несколько десятков икон разных эпох. Есть настоящие шедевры. Шанс не только полюбоваться, но и составить представление о том, как в России выстраивалась иерархия женских имен, как предпочитали называть своих женщин в знатных семьях, и как — в крестьянских.
Москва, Андроньевская площадь, 10, до 19 ноября.
***
У великого Щусева — юбилей, 150 лет со дня рождения, ему посвящены сразу две выставки. Одна — в Музее декоративного искусства — называется «Сочинил архитектор Щусев» и рассказывает о церквях, которые строил мастер до большевистского переворота. До того, как стал создателем мавзолея. Эскизы, планы, редчайшие фотографии, а еще — макеты храмов, но не обычные, а… Как бы это объяснить? Словно бы вывернутые наизнанку, когда смотрите вы на них снаружи, а видите то, что внутри. Вторая — в Музее Архитектуры (имени Щусева!) — «Алексей Щусев. 150». Огромный проект, предлагающий подробнейший рассказ о жизненном и творческом пути архитектора.
«Сочинил архитектор Щусев» — Москва, Делегатская, 3, до 14 января 2024 года (там же еще и выставка Ивана Селиванова, знаменитого примитивста, который не очень интересно рисовал людей, зато очень интересно рисовал зверей, она — до 22 октября).
«Алексей Щусев. 150» — Москва, Воздвиженка, 5/25, до 21 января 2024 года (и уж если дойдете, — посмотрите обязательно чудом спасенные фрески XVII века из уничтоженного Троице-Макарьева монастыря в Калязине; они, на наше счастье, в постоянной экспозиции).
***
В Выставочных залах РОСИЗО (очень, кстати, уютное и человечное пространство» — проект «Из глины». Название само за себя говорит, народное искусство, вещи наивные, нелепые и прекрасные. Удобно, между прочим, заглянуть, когда идете в клуб «Клуб» на очередную публичную лекцию «Полит.Ру». Вы ведь ходите? А как же так? А надо бы.
Москва, Петроверигинский переулок, 4/1, до 22 октября.
***
В Музее Пушкина на Пречистенке (не путайте с ГМИИ) — внушительная выставка работ Елизаветы Бем, слащавой немного художницы конца XIX — начала ХХ века, моднейшей в свое время создательницы книжных иллюстраций и открыток, в чем-то предугадавшей, как бы это странно ни звучало, многое из того, что позже стало модным у американских рекламщиков.
И еще — московские пейзажи Татьяны Мавриной. Маврину слащавой не назовешь — вышла из авангарда, создала свой собственный жанр книжной иллюстрации, а еще любила рисовать русские города. Москву тоже.
Москва, Пречистенка, 12. Бем — до 29 октября. Маврина — до 15 октября.
***
И чтобы уже в первом выпуске с москвоцентризмом как-то разобраться — еще два анонса. В Твери, в местной картинной галерее (она же — путевой дворец Екатерины II) — Дюрер и Кранах из частных собраний. В Петербурге, в Манеже малого Эрмитажа — иконы староверов Поморья из эрмитажной коллекции.
Тверь — Советская, 3, до 29 октября. Петербург — Дворцовая площадь, 2, до 31 марта 2024 года.
Следующий выпуск — 20 октября. Ходите в музеи. Это не только не стыдно. Это нужно.