Jin Liwang/XinHua / Global Look Press
После того, как Россия «выстрелила себе в ногу», отказавшись поставлять газ в Европу, выяснилось, что высвободившиеся объемы газа поставлять некому, а главное, нечем. Газопроводов на восток, куда решили повернуть, не много, а разговоры о новом газопроводе «Сила Сибири — 2» идут уже семь лет, а воз и ныне там. Неудивительно, что приезд в Китай на форум «Один пояс, один путь» Владимира Путина вместе со всеми профильными министрами и главами нефтегазовых компаний расценивался как результат прорыва в этом вопросе. Но прорыв не только не случился — о «Силе Сибири — 2» там практически не говорили. Почему? «Деньги» поговорили с исследователем Берлинского Центра изучения России и Евразии Фонда Карнеги Сергеем Вакуленко.
— От форума «Один пояс, один путь» в Китае многие ожидали каких-то подвижек с проектом российского газопровода «Сила Сибири — 2», учитывая представительность приехавшей туда делегации — вице-премьер Александр Новак, глава «Газпрома» Алексей Миллер и другие. Однако никаких подвижек не произошло — Си Цзиньпин отделался общими словами, официальных заявлений не было. С вашей точки зрения, что на самом деле произошло на форуме «Один пояс, один путь» и каковы перспективы «Силы Сибири — 2»?
— Российская делегация на форуме действительно была представительная, но, честно говоря, никто и не ожидал, что там будет что-то реально подписано. И этому есть несколько причин.
Первая — Китай все-таки держит политику демонстративного нейтралитета и подписывать большой контракт с Россией на поставку газа выглядело бы как демонстрация поддержки России в войне с Украиной. Китаю этого не надо. Даже если конфиденциально и были даны какие-то гарантии, то, скорее всего, с большой просьбой это не озвучивать. Оговорюсь: это мое предположение, истинное содержание предмета переговоров мне неизвестно.
— Зачем же тогда поехала такая представительная делегация? Получается, какие-то закулисные переговоры все-таки шли?