Александр Родченко. Лиля Брик, 1924.

Александр Родченко. Лиля Брик, 1924.

Этот выпуск афиши мы решили посвятить выставкам, — не самым громким и не самым заметным, — которые помогают за большим искусством увидеть человека. И творца, и самого обычного, маленького и слабого. Жизнь — это и есть ведь такие люди. Как мы.

Действуем по-прежнему вместе с проектом «Полит.Ру».

Москва

Начнем, однако, с выставки, где человека — нет. В Центре «Зотов» (не так давно открывшееся на территории бывшего хлебозавода пространство, очень интересное и само по себе — конструктивистское здание, оснащенное по последней моде, но с остатками советских мозаик внутри) — «Родченко. Личное». Большая и со вкусом собранная коллекция фотографий великого фотографа. Родченко — безусловный гений, но тем нагляднее проявляется в его работах бесчеловечная суть конструктивистского проекта. В этом утрированно рациональном мире живым, обросшим недостатками людям просто нет места. Вместо людей там какие-то физкультурники.

Ходынская улица, 2, до 28 января.

Александр Родченко. Улица, 1929.

В «Галеев-Галерее», где показывают часто неочевидных, не самых известных, но всегда интересных мастеров первой половины ХХ века, — «Константин Чеботарев. Александра Платунова. Следы». Платунова и Чеботарев — «казанские Ларионов и Гончарова» (хотя в такой характеристике, пожалуй, многовато лести). Поклонники Бердслея, выросшие во вполне самостоятельных художников. Помимо картин — много книжных и журнальных иллюстраций, советская довоенная жизнь и звероподобные капиталисты. Отдельного внимания заслуживают очень неожиданные и вовсе не скабрезные иллюстрации к пушкинской «Гаврилиаде».

Большой Козихинский переулок, 19/6, с1. Надо свернуть в арку, там в тупике вход в подвал с красной дверью. Это и есть галерея. До 10 декабря.

Константин Чебатарев. Двойной портрет

И чтобы остаться в пределах эпохи (а заодно порассуждать о том, где человек сохраняется, а где исчезает) — выставка плакатов Владимира Маяковского в музее «Подпольная типография». Есть вещи дореволюционные (Маяковский — милитарист, враг императора Вильгельма, певец русских побед), есть советские. Ну и рекламные работы, конечно. Нигде кроме!

Лесная, 55. До 31 декабря.

Николай Милиоти. Прогулка. 1910. Частное собрание В.А. Дудакова

В Третьяковке, в главном здании, в Лаврушинском — выставка, которую можно не заметить, а вот пропускать не стоит (да, бывает и такое). «Николай Милиоти. Избранное». Милиоти — ученик Серова и Коровина, друг Судейкина и Сарьяна. В тени великих, и картины его разве что изредка мелькают на выставках, посвященных живописи русского символизма. Чаще они в запасниках, чем в экспозициях, а жаль — он нервный, утонченный, запоминающийся.

Зал 47. До 10 марта.

В Научно-реставрационном центре имени Грабаря — «Зарайск: город и усадьбы». Московские реставраторы много лет сотрудничали с Зарайским музеем, и теперь показывают спасенные вещи. Шедевров нет, зато есть аромат ушедшей нестоличной жизни. Имейте в виду: там строгости. Только экскурсии (очень хорошие, впрочем, экскурсии), только по сеансам, билеты надо покупать онлайн заранее, по-другому нельзя.

Улица Радио, 17 к6. До 17 декабря.

Не-Москва

В Презентационно-выставочном центре Петрозаводска (это филиал музея «Кижи») — «Дыхание кисти». История династии крестьянских иконописцев Абрамовых, которые вплоть до двадцатых годов ХХ века продолжали рисовать образы и небеса для северных храмов.

Площадь Кирова, 10 А. До 31 января. Попасть не надеемся, завидуем тем, кто попадет.

Выставка «Дыхание кисти» в Презентационно-выставочном центре Петрозаводска

В Государственном музее Палехского искусства — «Русский портрет». И в XVIII, и в XIX веках местные иконописцы писали еще и портреты, и это — вещи совсем особые, совмещающие традицию с актуальностью. Ну и потом — из семей палехских богомазов и первоклассные художники тоже вышли. Один Корин чего стоит. Правильные люди, конечно, в Палех ходят пешком, но и на автобусе от Шуи ехать недолго. Кстати, в музее еще и отличная коллекция икон, и, естественно, местной лаковой миниатюры.

Улица Ленина (как еще и называться главной улице в старинном русском селе?), 6. Время проведения на сайте музея, к сожалению, не обозначено. Но точно еще идет.

Выставка Кузьмы Петрова-Водкина из собрания Государственного Русского музея. Самарский областной художественный музей

В Самарском областном художественном музее — 60 работ Петрова-Водкина из собрания Русского Музея в Петербурге (то есть много больше, чем можно в самом Русском музее увидеть). Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — один из главных наших художников, тут особенно расписывать нечего. Тут надо, если будет возможность, идти и смотреть.

Улица Куйбышева (как еще — и так далее), 92. До 28 января.

И — сразу обо всем, о главных национальных гениях, о человеческом и человечности, о Русском музее, о Петербурге: в Мраморном дворце — «Школа Филонова». Работы мастера и его учеников. «Коллектив мастеров аналитического искусства — Школа» существовал до 1941-го, учеников было больше ста. Многие вещи выставляются впервые (и потом укроются, как это у нас принято, в запасниках, надолго или навсегда).

Миллионная улица 5/1. До 29 января.

Ходите в музеи! А следующий выпуск нашей афиши — 17 ноября.