Attila Volgyi/XinHua/ Global Look Press
Ну вот, теперь еще и Венгрия. В стране, которой якобы так твердо управляет несменяемый президент, в стране, где во многом и была изобретена «демократура», человек, порвавший с режимом Орбана, предвещает, похоже, возрождение политической жизни. Неизвестный еще вчера Петер Мадьяр, возглавив в субботу многотысячную демонстрацию в Будапеште, осудил коррумпированность властей и объявил, что выставит свой список для участия в европейских выборах в июне. Эти перемены тем более примечательны, что точно такая же ситуация сложилась неделей раньше в Турции.
Там тоже никто не поставил бы на поражение Реджепа Эрдогана, хотя в результате муниципальных выборов его партия «Справедливости и развития» лишилась ряда крупнейших городов страны и даже своего оплота в Анатолии. После возвращения демократов к власти в Польше осенью прошлого года, внезапно ослабли два самых символичных нелиберальных режима Европы. А в Великобритании медленно умирает еще одно правое идентитарное крыло — «брекситовцы».
Хотя из опросов общественного мнения следует, что ультраправые националисты добиваются значительного успеха во многих странах ЕС, выясняется: в четырех европейских столицах, где они долгое время удерживали политическую монополию, они теряют позиции. Это явный парадокс, но только на первый взгляд. Потому что эти силы отнюдь не застрахованы от эрозии власти, которая в конечном счете настигла их скорее, чем левых, центристов и либеральных правых, которым они пришли на смену.