Wikimedia Commons
I. Парадокс пацифизма
«Я всегда отдавал себе отчет в нелогичности позиции пацифиста, — рассказывал Джон Корселлис. — Мне было известно о грозном зле, которое представлял собой нацизм. Я знал, что у пацифиста нет четкого ответа на вопрос, как противостоять нацизму, если не силой».
Сын юриста и выпускник престижной Вестминстерской школы в Лондоне Джон Корселлис вошел в число примерно 60 тысяч британских мужчин (позже аналогичный статус получили 900 женщин), которые в годы Второй мировой войны стали сознательными отказчиками. Большинство из них не захотели отправляться на фронт по религиозным соображениям и почти все так или иначе все равно внесли свой вклад в борьбу Союзников против Третьего рейха. Однако даже для тех из них, кто помогал противостоять нацистской Германии в тылу, военные годы все равно стали временем сомнений и моральных метаний.
Казалось, сама история развенчала главное убеждение, на котором они основывали всю свою идентичность, и показала его несостоятельность. Это убеждение заключалось в том, что участие в войне нельзя оправдать никогда и ни при каких условиях. Захватнические амбиции Гитлера, нападение на Польшу и угроза вторжения в их страну — для большинства британцев, как бы их ни пугала война, всего этого уже было достаточно, чтобы обосновать для своей страны, для своих близких или для себя лично прямое или косвенное участие в боевых действиях. Тем, кто в начале 1940-х все еще считал себя пацифистами, оставалось сомневаться: не совершали ли они чудовищную ошибку, оставаясь верными своим принципам? Большинство из них, как и говорил потом Корселлис, не могли внятно ответить оппонентам, что они предлагают противопоставить военной мощи вермахта, если не свои ружья, танки и истребители, и не представляли, как в такой ситуации бороться с насилием, не прибегая к насилию. Однако, даже несмотря на эту неопределенность, они чувствовали, что, согласившись с необходимостью войны, нормализуют и легитимизируют ее. А это британские пацифисты считали непоправимой ошибкой.
Годы войны они посвятили не только помощи своей стране теми методами, которые считали допустимыми, но и поискам выхода из морального парадокса, который поставила перед ними война.