Павел Латушко был послом Беларуси во Франции, Польше, Испании, Португалии и ряде других стран, а также министром культуры республики — но после президентских выборов 2020 года и последовавших народных протестов не принял сторону диктатора Лукашенко. Под угрозой ареста он был вынужден эмигрировать. Сейчас Латушко — второе лицо в антилукашенковской беларусской диаспоре, заместитель Светланы Тихановской в переходном кабинете. В конце мая зарубежная беларусская оппозиция провела выборы в Координационный совет, где блок Латушко набрал наибольшее количество голосов. В своей колонке для Repulblic политик рассказывает о том, какую позицию в отношении беларусского режима и беглецов от него сейчас занимает Запад.
Режим Лукашенко годами преследует оппозицию, либо сажая своих противников, либо выдавливая их из страны. Теперь же, когда Беларусь покинули сотни тысяч, он научился доставать оппозиционеров уже и за границей. Внутри страны — репрессирует семьи политэмигрантов, не стесняясь держать их в заложниках. Не стану называть конкретные имена, чтобы не подвергать этих людей еще большей опасности, но такое преследование стало массовым. Лукашенко угрожает родственникам политэмигрантов в публичных выступлениях, отнимает имущество, вызывает на допросы, шантажирует и бросает за решетку.
Политзаключенным остается муж Светланы Тихановской Сергей, он приговорен к 18 годам тюрьмы. У советника Тихановской Анатолия Лебедько за решеткой сын Артем. Мой двоюродный брат Анатолий — политзаключенный, он осужден на шесть лет и брошен в тюрьму, а всего преследованиям подвергаются шесть членов моей семьи: их вызывают на допросы, требуют, чтобы я отказался от политической деятельности.
Есть и простая практика разделения семьи, когда жену не выпускают из Беларуси (и не удаются попытки выехать даже через третьи страны), а муж вынужден оставаться в Европе. В отношении всех 257 кандидатов на выборах в Координационный совет режим Лукашенко возбудил уголовные дела. Нашу коалицию 3 мая 2024 года КГБ признал «экстремистским формированием». В отношении кандидатов осуществлялись различные формы давления: конфискация имущества, задержания и аресты их близких. Только в нашем списке мы имеем более 25 примеров арестов имущества и репрессий в отношении к родственникам членов списка. Сама платформа, на которой проводилось голосование, подвергалась кибератакам.
Все это — подтверждение того, Лукашенко видит в Координационном совете угрозу для своего режима. Сам диктатор также неоднократно высказывался о выборах в Координационный совет: он не понимает, как можно выбирать своих представителей, ведь в его миропонимании они могут только назначаться.
По тем оценкам, которые удалось подтвердить совместно с литовским центром Justice Hub, из Беларуси по политическим причинам депортации подверглось больше 300 тысяч человек. Их или прямо выгнали из страны, или создали им невыносимые условия. Число всех выехавших еще больше. В мае прошлого года Парламентская Ассамблея Совета Европы фиксировала, что за пределами Беларуси может находиться до полумиллиона человек. А некоторые называют даже цифры в миллион и полтора миллиона человек, но причины такого массового отъезда могут быть не только политическими, но и экономическими.
По сути, в Беларуси произошла принудительная депортация, которую следует признать преступлением против человечности.
Соответствующие доклады для передачи в Международный уголовный суд в Гааге уже подготовлены.
В сентябре 2023 года Лукашенко запретил беларусским посольствам и консульствам продлевать паспорта своих граждан. Для этого теперь нужно обязательно вернуться в страну, то есть встать на колени, признать, что Лукашенко — «законный президент» и попросить о помиловании (в то время как по соцопросам большинство беларусов его президентом не считает). При этом большинство из тех, кто рискнул вернуться на родину, арестованы и брошены в тюрьму. Хотя власти заявили, что все дела рассмотрит комиссия по помилованию, на самом деле эта комиссия превратилась в дверь за решетку. Практика не нова: при Сталине те, кто поверил приглашениям примириться и вернуться, были обречены на лагеря и расстрелы.
Чтобы помочь согражданам, которые остаются без легальных документов, мы сотрудничаем с правительствами стран, где находятся беларусские граждане — прежде всего это Польша, Литва, Германия и Чехия. Мы просим о международной защите, которая дает право на получение женевского паспорта и свободное перемещение по миру. В конце февраля в Польше под международной защитой были 8100 человек. Другой вариант — документ для путешествий, который выдается на год польскими властями и на три года литовскими властями. Конечно, это небольшие сроки, которые следует увеличить. К сожалению, истекшие паспорта беларусов означают поражение в правах: с ними, например, нельзя купить билеты и открыть банковский счет.
Помочь решить проблему могла бы разработка паспорта Новой Беларуси. Хотя Еврокомиссия уже рассмотрела проект, признание паспорта зависит от правительства каждой страны ЕС, поэтому появление документа вряд ли получится быстрым. Так что самым простым способом остается получение международной защиты.
«Враги народа», XXI век
Самая острая проблема для беларусских активистов и политиков за рубежом — прямая угроза их безопасности. Только я сам получил больше ста угроз убийства и физического насилия. Деятельность беларусских и российских спецслужб активизируется, о чем в конце апреля заявил польский премьер-министр Дональд Туск.