Иллюстрация: atourov / Midjourney
«Мнимая несовместимость науки и религии доводила меня до белого каления еще на первом году обучения в медицинской школе», — признается американский психиатр Сэмюэл Уилкинсон в предисловии к своей книге «Предназначение человека: от Книги Бытия до "Происхождения видов"» (русский перевод выходит в ноябре в ИД Азбука-Аттикус). — «В колледже, где я учился прежде, религиозную веру поощряли, поэтому оставаться верующим там было легко».
Сложности начались в медицинской школе при Университете Джонса Хопкинса, продолжает Уилкинсон: в академической среде никто не пытался привить ему религиозную веру — более того, ее все время подтачивал краеугольный камень сомнений первокурсника: теория эволюции.
«Как можно примирить веру в благого Бога, создавшего нас, с эволюционным процессом, который, как кажется, не имеет никакой цели? Лично мне это стоило огромных усилий. Посудите сами: если мы — продукт случайного хода эволюции, жизнь оказывается лишенной и цели, и смысла».
Плодом многолетних размышлений о смысле бытия и стала книга «Предназначение человека», в которой Уилкинсон приводит множество аргументов в пользу того, что эволюцией движет какой-то Высший Замысел. Одним из таких аргументов, по мнению автора, является факт конвергентной эволюции — то есть параллельного развития сходных признаков у совершенно разных видов организмов. С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из соответствующей главы книги.
«В процессе работы над книгой я опирался на множество дисциплин, в том числе на эволюционную биологию, психологию, философию и социологию. Поскольку область моих профессиональных знаний довольно узка (я занимаюсь психологией человеческой депрессии и суицида), мне регулярно приходилось полагаться на знания и энтузиазм многочисленных представителей тех областей науки, в которых я не являюсь специалистом. Я часто заимствую их идеи, не забывая делать надлежащие ссылки и приводить прямые цитаты».