Начну с новости, которая несколько дней назад была посвящена не эфемерным жертвам социальной рекламы «Всё равно?», а реальным смертям из-за курения. В Ивановской области завершено расследование уголовного дела в отношении 39-летнего Михаила Романова, обвиняемого в причинении смерти по неосторожности своей семье: жене и троим детям, двое из которых являлись малолетними. Установлено, что Романов 13 февраля перед уходом на работу бросил окурок горящей сигареты в пакет с бытовыми отходами, который находился на кухне квартиры дома в областном центре, где проживала его семья. Вскоре после ухода главы семейства в квартире произошел пожар, в результате которого семья погибла, отравившись окисью углерода. Романов полностью признал свою вину. Уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения. Эта новость никого не возбудила и прошла незамеченной, как неинтересными представляются данные о влиянии курения на смертность в России: по оценкам Минздрава, это сотни тысяч граждан России, ежегодно умирающих от рака легких, гортани, желудка, инфарктов, болезней легких. Подготовленная компанией News Outdoor и агентством ADV и размещенная на улицах городов России социальная реклама против табака «Всё равно?!» была заблокирована ФАС РФ, – и это факт. Федеральная антимонопольная служба выдала предписание компании, разместившей социальную рекламу, убрать изображение, а по сути, – ПРАВДУ о вреде курения и сделала это с поразительной быстротой. Конфедерация обществ потребителей несколько раз обжаловала в данном органе незаконную коммерческую рекламу, однако подобные разбирательства занимали не менее 3–4 месяцев. Обращения против табачной рекламы компаний «Филипп Моррис» и «БАТ-Явы» ФАС не заинтересовали. Россия стала мировым лидером по распространенности курения среди мужчин и подростков, и это – позор. 95% продаж приходится на иностранные табачные компании, которые вытесняются из развитых странах мира и жируют в России. В нашей стране до последнего времени не было эффективной социальной рекламы, у нас налоги на сигареты в 12 раз ниже, чем в Болгарии, Румынии, Эстонии, нет ограничений на курение в закрытых помещениях, нет картинок на пачках сигарет о реальных последствиях курения. Если говорить кратко – нет ничего. Рабочая группа по рекламе ОПРФ по совершенствованию законодательства в области рекламы выступила против кампании социальной рекламы «Всё равно?», направленной на защиту детей от табачного дыма и демонстрацию последствий курения. К критике рекламы присоединился московский рекламный чиновник Андрей Макаров. Первая эффективная социальная реклама за последние годы, привлекшая внимание к проблеме курения, вызывает опасения члена Общественной палаты Елены Зелинской: «Используется сильный эмоциональный образ, вызывающий неопределенный эффект. Перед размещением подобной рекламы нужно проводить экспертизу». Гламурная реклама сигарет, позиционирующая курение как элемент социального успеха, наводнившая российские журналы и газеты, а также государственный метрополитен, – не подвергается экспертизе, и не слышно никаких высказываний против такой рекламы со стороны чиновничьей братии. Несмотря на все это размещение щитов кампании «Всё равно?» было признано необдуманным. Руководитель News Outdoor – компании, разместившей рекламу – приглашен на беседу в уважаемую Палату. Результаты подобной политики: В России нет полного запрета на рекламу табака, зато есть позорный рост числа курильщиков среди школьников 15–16 лет, для которых курение – это мода, пропагандируемая через глянец, билборды и кино. По данным ESPAD (2007) в РФ 69% детей данного возраста имеют опыт курения, а 32% являются заядлыми курильщиками. При этом грань между курящими школьниками и школьницами практически стерлась. И одной из причин этого является агрессивная, грамотно построенная, точно нацеленная на наших детей реклама табака.