В последнем номере Economist опубликован рассказ об удивительном исследовании двух ученых из Стэнфордской школы бизнеса. Профессор Дэвид Ларкер и студентка PhD Анастасия Заколюкина проанализировали 30 тысяч конференц-коллов, на которых генеральные и финансовые директора компаний высказывались на тему квартальных доходов компаний; транскрипты были сделаны в 2003–2007 годах. Да-да, тридцать тысяч! Исследователи связали слова и выражения, которые использовали начальники во время этих телеконференций, с тем, приходилось ли компаниям позднее публиковать пересмотренные данные о доходах. Работа опубликована здесь. Опираясь на исследования об обнаружении лжи, Ларкер и Заколюкина вывели вот какие интересные закономерности, свидетельствующие об очевидном обмане в словах генеральных и финансовых директоров: 1. Те используют много общих и мало конкретных выражений. 2. Они реже упоминают рост ценности для акционеров (видимо, чтобы свести к минимуму число возможных судебных исков). 3. Они используют больше превосходных степеней и преувеличений, к примеру, «фантастический» вместо «хороший» (очевидно, это попытка запудрить мозг более эффективно). 4. Они реже используют первое лицо («я») и чаще третье лицо («они») – вероятно, чтобы дистанцировать себя лично от обмана. 5. Они чаще говорят «э-э-э» и «ну-у» – по предположению авторов, потому что пытались репетировать свою ложь заранее. 6. Они чаще употребляют бранные слова. Собственно, упомянутая статья в Economist начинается с рассказа о том, как генеральный директор Enron Джефф Скиллинг обозвал инвестора «скотиной», когда тот усомнился в радужных заявлениях Скиллинга о финансовом положении компании. В Economist не сказано, почему обманщики больше ругаются. Могу предположить, что в процессе лжи люди сильно напряжены, перегружены эмоционально и умственно, и таким образом проявляется их внутреннее состояние. Авторы статьи высказывают версию, что грубость является частью паттерна гнева, который сопутствует лжи, и это кажется мне убедительным. Я уже писал и говорил о стратегическом использовании ругани на рабочем месте. Но, подозреваю, после публикации этого замечательного исследования ругань во время разговоров с инвесторами о финансовых успехах станет знаком исключительно неосмотрительного поведения! Оригинал поста.