В Политехническом музее прошла лекция профессора Российской экономической школы Андрея Маркевича «Экономика Российской империи и революция 1917 года». Slon публикует сокращенную версию этой лекции.
В 1861–1913 годы темп экономического роста, темпы роста ВВП были достаточно высокими за счет развития рыночных отношений и формирования промышленности, ее значительного роста. Если мы обратимся к каким-то отдельным секторам, например к железным дорогам, понятно, что здесь развитие было особенно впечатляющим. Кроме крупной промышленности развивалась и мелкая, и другие отрасли –услуги, сельское хозяйство, которые конкурировали с промышленностью с точки зрения рынка труда и перетягивали рабочих. Большая часть крестьян по-прежнему работает не на рынке, а в своих домохозяйствах.
Экономическое развитие сказалось и на уровне жизни населения. Уровень жизни отдаленных эпох посчитать порой сложно. Что делают в таких случаях историки? Они обращаются к данным о росте людей, о росте призывников. Биологический рост человека показывает накопленное питание за все предыдущие годы его жизни. Если вы смотрите на большую популяцию и берете средний рост, то вы можете в целом судить о ситуации с питанием, важнейшем компоненте уровня жизни, особенно в XIX веке.
У нас есть данные по призывникам в русскую армию с 1853 года, и, глядя на тренд развития, мы можем уверенно сказать, что экономический рост дошел до широких слоев населения, из которых призывалась армия, – рост людей увеличился со 162 см до 165,5 см.

С какими проблемами пришлось бороться правительству и как оно это делало?

Была проблема нехватки внутренних инвестиций: бедная страна, люди потребляют много, сберегают мало. Вопрос заключается в том, где взять эти инвестиции, как добиться развития промышленности? Ответом стала так называемая система Ивана Алексеевича Вышнеградского и Сергея Юльевича Витте. Они считали, что суть промышленной политики заключается в стимулировании и развитии промышленности, пусть и за счет сельского хозяйства.

  1. Проблему нехватки инвестиций государство должно частично взять на себя и решить ее, вводя дополнительные налоги. Прямые налоги собирать сложно, в отличие от косвенных. Косвенными налогами облагаются предметы, которые крестьяне покупают, – от керосина до спичек, это то, без чего они не смогут обойтись. Если мы посмотрим на то, что происходит с бюджетом Российской империи, доля прямых налогов в нем ничтожна, он весь основан на косвенных налогах на так называемые акцизные товары. 
  2. Другой аспект политики Вышнеградского и Витте – это идея введения золотого стандарта. В 1897 году он был введен для того, чтобы избавиться от рисков обменных операций, чтобы иностранные инвесторы могли свободно инвестировать в Россию, менять свои деньги по фиксированному курсу или на иностранную валюту, привязанную к золоту, или на само золото. Российская империя – одна из последних стран, которые переходят на систему золотого стандарта. 
  3. Третий аспект этой политики – протекционизм и введение тарифов на импортные товары ради защиты отечественного потребителя. Эта политика была успешна в том смысле, что она создала русскую промышленность. 
Однако проблемы при этом по-прежнему есть. Русская промышленность оказывается не конкурентной на иностранных рынках. Единственные страны, где торгуют русские купцы, это Иран и Китай, то есть Азия. Это ограничение конкуренции способствует монополизации русской промышленности. Активно создаются монополии, что в итоге, конечно же, ведет к проблемам потребителя.

В чем заключались главные проблемы русской деревни после 1861 года?

Крестьяне были обязаны покупать землю. Возникла необходимость платить так называемые выкупные платежи, или, иначе говоря, дополнительные налоги. Цена за землю, которую они получали у помещика, была нерыночной. Реформа была устроена так, что крайне трудно было отказаться от сделки по выкупу. Цена рассчитывалась из так называемого капитализированного оброка, чтобы помещик не терял свои доходы после отмены крепостного права. Крестьяне получают относительно ограниченные наделы, меньше земли, нежели они имели до отмены крепостного права, потому что именно земля, а не крепостные, становится главным товаром, и помещик, естественно, хочет сохранить больший надел в своей собственности. В среднем крестьяне получают почти шесть десятин на одно хозяйство. Появляется большая группа крестьянских хозяйств, которым крайне трудно кормиться со своего надела, и это порождает потенциальное недовольство и взрывоопасную ситуацию в деревне. Это очень сильно зависит от географии, потому что в новых регионах, таких как Нижняя Волга, которые заселяются только в XIX веке, в сравнении с Центрально-Черноземным регионом много земли.
Центральный институт, который возникает и ограничивает все развитие в русской деревне, развитие рынка, рыночных отношений – это институт общины. Община – это жители одной деревни, она обладает административно-полицейской властью в этой деревне, решает и организует крестьянскую жизнь в массе вопросов. У крестьян нет индивидуальной собственности – это очень важно, потому что она определяет стимулы к обработке земли. У общины есть коллективная собственность с периодическими уравнительными переделами земли между домохозяйствами. Земля нарезается небольшими длинными узкими полосами – для того, чтобы уравнять ее качество, – и периодически перераспределяется между крестьянами. Чересполосица мешает использованию сельскохозяйственной техники, которая уже появляется в это время. Ограничивается мобильность крестьян. Крестьяне вынуждены платить налоги коллективно, общиной, существует круговая порука в выплате податей. Для того чтобы контролировать выплаты налогов, вводится паспортная система, паспорт невозможно получить без согласия общины. Другой аспект, который только добавляет проблем в развитие русской деревни, это быстрорастущее население русской деревни в эти годы.

Но, несмотря на разговоры о бедности русского крестьянства, часть крестьян начинает покупать помещичьи земли, происходит перераспределение земли внутри русской деревни. На практике община становится довольно гибким институтом. В первую очередь преодолевается проблема земельных наделов между крестьянами: переделы становятся редкими, не случайными, экзогенными событиями для крестьянства, переделы устраивают так, чтобы минимизировать «эффект экспроприации». Крестьяне распределяют свои инвестиции в землю по времени так, чтобы уйти с земли, не потеряв свои инвестиции, практикуются неформальные выплаты между крестьянскими дворами. Мобильность все же существует – продолжается практика отходничества, община сама заинтересована в том, чтобы избавиться от лишних рук. В 1900 году около 30% крестьянских хозяйств Московской губернии были хотя бы частично вовлечены в несельскохозяйственные занятия.

Из-за чего в русской деревне происходили основные конфликты?

Из-за вопроса о земле. Земля приносит доход, и доходы от нее растут, выясняется, что общинная надельная земля крестьян составляет только треть всей земли. Частновладельческая земля тоже составляет большую долю, и встает вопрос о том, что необходимо переделить эту землю и отдать ее крестьянам. Требование земельного передела – этот тот центральный момент, который ведет к революции 1905 года.


Начиная с 1861 года у нас в аграрном секторе идет относительно успешное развитие при массе институциональных проблем. Земля – это центральный объект конфликтов. В итоге по всей стране в 1905–1906 годах возникают крестьянские волнения.
Правительство разработало антикризисный план, который состоял из трех частей:

Во-первых, подавить силой всякое недовольство вплоть до применения войск, военно-полевых судов и введения высшей меры наказания для восстающих крестьян, разоряющих барские усадьбы и поджигающих их поля.
Второй аспект – политические уступки для отдельных групп граждан, введение манифестом 17 октября 1905 года гражданских свобод и политического представительства – Госдумы. Но самое главное – это столыпинская аграрная реформа в русской деревне, которая преследовала две цели: политическую – создание нового класса земельных собственников как основы режима и экономическую – решение проблемы бедности в русской деревне и развитие сельского хозяйства.

В чем заключалась столыпинская аграрная реформа?

Столыпинская реформа была добровольной в том смысле, что крестьяне имели право участвовать или не участвовать в ней. Те наделы, которые были раньше в общине, крестьянин мог записать на себя. После этого из разрозненных полос он мог собрать один участок и применять машинные технологии.
Реформа решила задачу лучшего распределения труда между разными частями страны. Что дала реформа?

Право выхода из общины, право приватизации участков земли. Право объединения отрезков в «хутора» и «отруба». Возможность продавать эти участки, чтобы переселяться на окраины. Столыпинская реформа как раз перераспределила эти ресурсы между частями империи. Поощрялось переселение в Сибирь для преодоления «земельного голода». Укрепление крестьянского поземельного банка (понижение ставки по кредитам, удлинение сроков).

Сложность с реализацией антикризисного плана правительства в сельском хозяйстве была связана с ограниченностью ресурсов. Когда говорят о неуспешности столыпинской реформы, часто ссылаются на то, что за 10 лет из общины вышло только 26 % крестьян. Однако трудно было достичь большей цифры, потому что было ограничено предложение землемеров в русской деревне. Нет землемеров – нет землемерных работ – нет приватизации. Надо смотреть на общий спрос на реформу. Предложение реформы ограничено, но спрос на реформу был огромен и превышал ее реализацию более чем в два раза. То есть более 50% крестьянских домохозяйство хотели в той или иной степени участвовать в этом движении. 

Чем была Первая мировая война?

Первое и самое важное, что стоит сказать про первую мировую войну, – это была в первую очередь война экономик. И среди воюющих сторон Россия была самой бедной. При этом в военных сражениях русская армия не была побеждена. Проблемы с поражением в Первой мировой войне стоит искать не на полях сражений, а в военной сфере. Для России это была война с созданием беспрецедентной армии, которая насчитывала 8 млн человек – 40 % работоспособного мужского населения русской деревни. Возникает дополнительный спрос на хлеб, надо кормить эту армию, при этом сокращается предложение рабочих рук в деревне. 

В годы войны возникает существенный дисбаланс между отраслями промышленности. Резко падает производство гражданской продукции при бурном росте военной промышленности. Теряют от этой ситуации все те же крестьяне: они теряют стимулы к продаже хлеба в города, так как растут издержки производства. С другой стороны, нет стимулов торговать, потому что количество товаров сокращается, и их либо можно купить за очень большие деньги, либо невозможно купить вообще. Итог – отказ от торговли, сокращение предложения зерновой продукции на рынке, начинаются проблемы с хлебом в городах. Особенно проблематичным оказывается то, что хлеб распределен между разными частями страны неравномерно. Там, где находятся крупные города и армия, наблюдается постоянный дефицит хлеба. Правительство на протяжении всей Первой мировой войны последовательно вводит меры регулирования зернового рынка, и к зиме 1916 года речь идет уже о продразверстке, принудительном изъятии хлеба у крестьян – но этот план не был выполнен царским правительством. 

Существовала также проблема огромного военного дефицита, который возникает сразу после начала войны в связи с расходами на оборону. Как его финансировать? Выбор, который делает царское правительство, оказывается вынужденным. Фактически неоткуда взять большие деньги в долг и приходится полагаться на краткосрочные кредиты, которые составляют большую часть покрытия военного дефицита в годы войны. Краткосрочный кредит – это кредит госбанка, то есть фактически под облигации правительства госбанк печатает деньги. 

Итогом такой политики, конечно же, становится инфляция в стране. Происходит сокращение реального уровня жизни практически всех категорий работающих, служащих, кроме тех, кто непосредственно работает на оборону. Это приводит к революции 1917 года, которая начиналась как волнения в очередях за хлебом. С точки зрения долгосрочного развития страны, революция оказала огромное негативное влияние на уровень жизни населения и стоила 60% от подушевого ВВП на момент 1913 года.
Все эти компоненты из истории Первой мировой войны – издержки на производство сельскохозяйственной продукции, сокращение производства гражданской продукции для русской деревни, проблемы в торговле между городом и деревней, перебои с хлебом, инфляция как попытку правительства решить эти проблемы через внерыночные механизмы, инфляция в городе за счет того, что финансируется военный дефицит, – привели к коллапсу экономической системы и Февральской революции 1917 года, которая открыла собой период политической нестабильности, продолжавшийся довольно долго.