В галерее Exposed в эти дни проходитвыставка фоторабот Джона Кенни, сделанных в Африке. 20 февраля искусствовед Галина Павлова прочитала в галерее лекцию «Волшебство Африки» о том, каким образом видение мира, свойственное племенам Африки, просочилось в Европу и оказало влияние на европейское искусство ХХ века. Slon приводит сокращенный вариант лекции.

Африка страшно далека от нас, от России, от Европы; это экзотический, таинственный мир, никоим образом не связанный с нашей жизнью – ни религией, ни обычаями. У нашего человека она нередко вызывает страх – вероятно, из-за диких животных, саванн, пугающих ритуалов и обрядов. Но это же место неодолимо притягивает огромное количество людей.

Для начала надо понять, что происходило и происходит в головах африканцев. В пещерах плато Тассилин-Адджер сохранились рисунки, их относят к 7 тысячелетию до нашей эры. Африканская культура развивалась очень замкнуто, шла своим путем. С европейской она встретилась только в начале XX века, что оказало сильное влияние на развитие как раз европейского искусства. Искусство Африки не стремится полностью передать то, что видит глаз, оно обрисовывает лишь силуэт, идет по примитивному пути.

Каким они видят мир?

Сложный вопрос. Во-первых, многие африканские племена уже христианизировались или приняли ислам, и их первоначальные представления утрачены. Однако в Центральной Африке сохраняются отдельные сообщества, которые неохотно, но все же делятся с европейцами знаниями о том, как устроен, по их мнению, мир. Я расскажу о представлениях племени догонов. Они считают, что мир создан неким первоначальным богом, и его населяет множество других богов, они всем происходящим управляют, вступая с человеком во взаимодействие.

Африканец смотрит вокруг и видит не просто качающиеся на ветру деревья, небо, реку, животных, флору и фауну. Его зрению открыт параллельный, другой мир, живой, населенный духами; к человеку он может быть как дружелюбным, так и враждебным. Языческие представления африканцев определяют фетишизм, тотемизм и анимизм. Посредниками между миром духов и миром живых людей выступают колдуны, ведуны, жрецы. Во всех обрядах используются маски. Вещи, которые изготавливают сами люди, всегда являются отражением общей системы представлений, каплей, в которой можно увидеть океан. Конкретный пример: вообразите женщину, стоящую на четвереньках. Именно так догоны представляли себе небесный свод. Они строили зернохранилища – прямоугольный объем на высоких ножках. С одной стороны, тут есть практический смысл: это нужно, чтобы сберечь зерно от посягательств животных. С другой стороны, такая конструкция – модель мира и символ женского начала.

Конечно, погрузиться в эту сложную систему не всегда возможно, африканцы не собираются раскрывать всю картину своих представлений европейцам. Но нас больше интересуют предметы, сопровождающие их ритуалы, – маски, тотемы. Маска не копирует человека. Она сама по себе является магическим объектом, может оказывать на человека благоприятное или дурное воздействие. Носить ее позволено только жрецу.

Тотемом может оказаться любое животное. Фигура тотема – не просто символическое изображение божества, она воспринимается непосредственно как божество. Иногда тотемы утыканы гвоздями – чтобы он не забывал о просьбах людей.

Африка приходит в Европу

В Париже начала XX века – невероятная концентрация художественных талантов. Монмартр – улей, скопление мастерских выдающихся художников своего времени. Каждый озабочен поиском нового языка искусства. Пабло Пикассо приезжает в Париж в 1903 году. Он уже закончил Королевскую академию в Мадриде, полон идей, хочет заниматься творчеством. К 1906 году он вступает в полосу кризиса. Начиная с эпохи Возрождения искусство любовалось человеческим телом. К началу XX века эта традиция уже сильно поросла пошлостью. Вильям Бугро представляет классическую школу живописи, но в его салонной манере – невозможная слащавость и зализанность.

Вильям Бугро, «Возвращение весны», 1886 год

Надо очень хорошо понимать, что происходило в головах молодых художников начала XX века. Они пресытились этой лакированностью. Когда насмотришься такого искусства, захочется, чтобы было грязно, коряво, некрасиво, но было правдой. Пабло Пикассо восстает против такой красоты, но где же взять другой язык, новые выразительные средства? В 1906 году он начинает поиск и отправляется в этнографический музей, где собраны статуэтки, маски, предметы культа африканских народов. Я не знаю, проводил ли кто-то исследование, какие конкретно маски и предметы могли повлиять на Пикассо, но в 1907 году он пишет картину «Авиньонские девицы».

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907 год

Пикассо рисует грубо, рвано. На первом плане обнаженные девицы, за их спинами – синяя драпировка, как отголосок голубого периода; тела цвета охры, и на заднем плане рука, поднимающая занавес. Она обнажает женщин, которые должны вызвать желание. Но они корявые, некрасивые, изломанные. Когда друзья увидели эту картину, то сказали: «Ты рисуешь так, как будто заставляешь нас есть паклю и пить керосин».

В этот же момент в Париже рядом с Пикассо живет и работает Амедео Модильяни, занимаясь не только живописью, но и скульптурой. Он создаст узкие вытянутые силуэты – однажды найденные в скульптуре, они перейдут в его картины.

Голова, 1910-1912 год Портрет, 1919 год

Скульптурой Модильяни уговорил заниматься Константин Бранкузи. Работы Бранкузи напоминают грубых по форме идолов примитивного африканского искусства. Он говорил, что нужно высекать, хватит заниматься лепкой. В таких работах больше выдумки, чем в рисовании с натуры и подражании. Никогда до XX века искусство не шло путем примитивизации. А повлияла на это Африка.

«Спящая муза», 1912 год

Еще один человек, очарованный Африкой, это Николай Гумилев. Африка манила и звала его, он надолго уезжал туда и возвращался вдохновленным.

Следующий персонаж, который полюбит Африку, – Лени Рифеншталь. Ее имя очень долго было под запретом, потому что она сотрудничала с нацистами, для Гитлера снимала пропагандистский фильм «Триумф воли», для Муссолини – «Олимпию». По окончании Второй мировой войны Рифеншталь говорила, что подпала под обаяние Гитлера, как и все остальные. В 53 года она отправляется в Африку и создает целый ряд фоторабот, где есть характеры, раскраска, экзотика, силуэты, цвет. Лени откроет Африку для европейских этнографов. Ее африканская фотосерия вызовет целую волну научного интереса.

Еще один фотограф – Джон Кенни, отправившийся в Африку в 2006 году. С одной стороны, его фотографии – это его взгляд на Африку, а с другой, это взгляд Африки на нас. Если внимательно посмотреть на фото, можно увидеть мир, стоящий пред глазами африканцев, – фотограф, его сопровождающие. Это не просто любование экзотикой. Мы отражаемся в Африке, Африка отражается в нас.

Фотоработы Джона Кенни вы можете увидеть в галерее Exposed.