Проект переезда чиновников в Новую Москву получил новый импульс: Президент озвучил список ведомств, которые должны переехать. А именно:
· Совет Федерации;
· Государственная дума;
· Администрация президента;
· Белый дом;
· Генпрокуратура;
· Следственный комитет;
· Счетная палата;
· Верховный суд РФ;
· Высший арбитражный суд;
· Московский городской суд;
· Федеральный арбитражный суд Московского округа;
· Девятый арбитражный апелляционный суд.
Оставим политологам вопрос, почему именно законодательная и судебная власть в полном составе удостоилась такой чести, и в чем глубинный смысл территориального отделения администрации президента от своего патрона.
Вопрос, которым сегодня задаются многие – сколько это будет стоить, и сколько можно выручить от продажи нынешних зданий. У некоторых сложилось такое впечатление, что переезд – это проект, призванный вернуть в коммерческий оборот множество зданий в центре Москвы и, таким образом, снизить государственные расходы.
К сожалению, идеологи проекта не поделились с общественностью соображениями, в чем заключается основная цель этого проекта. Это не удивительно: Россия в рейтинге качества управления занимает 96 место из 110. И хоть мы обгоняем Кению, но все еще уступаем Уганде и Гондурасу.
В этой ситуации идея экономии на госуправлении выглядит, по-меньшей мере, странно. Основной целью должно стать повышение качества управления. Если для этого необходимо построить город-сад и увеличить число чиновников – это надо сделать. На этом фоне проблема пробок и мигалок в Москве выглядит мелкой.
Конечно, хотелось бы ознакомиться с результатами исследований того, как планируемый переезд и создание административного кластера отразится на качестве управления. Но, к сожалению, именно отсутствие таких данных нагляднее всего свидетельствует о том, что авторы рейтинга не слишком далеки от истины.
Я понимаю, что моя точка зрения окажется непопулярной, но я считаю, что сегодня крайне важно инвестировать в госуправление. Причем, не в абстрактные «зарплаты бюджетников» – низкой зарплатой чиновника не напугаешь, – а именно в инфраструктуру. Не в айпады, а в серверы; не в пиар, а в государственную статистику; не в золоченые кровати, а в открытые офисные пространства. На фоне упущенной выгоды от некачественного управления огромной страной расходы на офисы составляют малую толику.
Ну, а что касается использования освобождающихся зданий, то для города это шанс трансформировать московскую среду. В столице не хватает общественных пространств и зданий. И, наверное, было бы правильно со всех точек зрения, вернуть здания, которые сегодня огорожены тремя кордонами полиции и двумя рядами лимузинов с мигалками, в общественный оборот. И это – также стоит того, чтобы потратить деньги.
В общем, как некоммерческий проект, переезд выглядит очень интересно и перспективно. Но в таком виде он сложен, а наша система администрирования всегда стремится к простым решениям: вывезти ведомство и сдать под офис.