Проект переезда чиновников в Новую Москву получил новый импульс: Президент озвучил список ведомств, которые должны переехать. А именно:

· Совет Федерации;

· Государственная дума;

· Администрация президента;

· Белый дом;

· Генпрокуратура;

· Следственный комитет;

· Счетная палата;

· Верховный суд РФ;

· Высший арбитражный суд;

· Московский городской суд;

· Федеральный арбитражный суд Московского округа;

· Девятый арбитражный апелляционный суд.

Оставим политологам вопрос, почему именно законодательная и судебная власть в полном составе удостоилась такой чести, и в чем глубинный смысл территориального отделения администрации президента от своего патрона.

Вопрос, которым сегодня задаются многие – сколько это будет стоить, и сколько можно выручить от продажи нынешних зданий. У некоторых сложилось такое впечатление, что переезд – это проект, призванный вернуть в коммерческий оборот множество зданий в центре Москвы и, таким образом, снизить государственные расходы.

К сожалению, идеологи проекта не поделились с общественностью соображениями, в чем заключается основная цель этого проекта. Это не удивительно: Россия в рейтинге качества управления занимает 96 место из 110. И хоть мы обгоняем Кению, но все еще уступаем Уганде и Гондурасу.

В этой ситуации идея экономии на госуправлении выглядит, по-меньшей мере, странно. Основной целью должно стать повышение качества управления. Если для этого необходимо построить город-сад и увеличить число чиновников – это надо сделать. На этом фоне проблема пробок и мигалок в Москве выглядит мелкой.

Конечно, хотелось бы ознакомиться с результатами исследований того, как планируемый переезд и создание административного кластера отразится на качестве управления. Но, к сожалению, именно отсутствие таких данных нагляднее всего свидетельствует о том, что авторы рейтинга не слишком далеки от истины.

Я понимаю, что моя точка зрения окажется непопулярной, но я считаю, что сегодня крайне важно инвестировать в госуправление. Причем, не в абстрактные «зарплаты бюджетников» – низкой зарплатой чиновника не напугаешь, – а именно в инфраструктуру. Не в айпады, а в серверы; не в пиар, а в государственную статистику; не в золоченые кровати, а в открытые офисные пространства. На фоне упущенной выгоды от некачественного управления огромной страной расходы на офисы составляют малую толику.

Ну, а что касается использования освобождающихся зданий, то для города это шанс трансформировать московскую среду. В столице не хватает общественных пространств и зданий. И, наверное, было бы правильно со всех точек зрения, вернуть здания, которые сегодня огорожены тремя кордонами полиции и двумя рядами лимузинов с мигалками, в общественный оборот. И это – также стоит того, чтобы потратить деньги.

В общем, как некоммерческий проект, переезд выглядит очень интересно и перспективно. Но в таком виде он сложен, а наша система администрирования всегда стремится к простым решениям: вывезти ведомство и сдать под офис.