Денис Кутергин © siliconrus.com
В рамках совместного проекта с программой «Рунетология» Slon публикует интервью с представителями российского интернет-бизнеса – предпринимателями, экспертами, создателями стартапов, топ-менеджерами компаний и руководителями отраслевых организаций.
YouDo – сервис поиска и подбора частных исполнителей для небольших дел, бытовых задач и срочных поручений: купить продукты, сделать генеральную уборку, отвезти посылку, встретить гостей, починить розетку, доставить цветы и т.д. Средняя стоимость одного задания на YouDo составляет тысячу рублей. Минимальная цена, которую пользователь может назначить за выполнение одной задачи, – 300 рублей. Сервис взимает 10% комиссии с каждого выполненного задания. Сооснователь и генеральный директор YouDo Денис Кутергин рассказывает о том, как благодаря интернету и мобильным технологиям меняется рынок бытовых услуг.
Полная версия интервью здесь. Послушать интервью без сокращений вы можете на сайте программы «Рунетология».
О качестве исполнителей
Мы выступаем гарантом того, что вы получите надежного исполнителя, потому что все исполнители, которые продают свои услуги на сайте, прошли специальную процедуру верификации. Ее можно сравнить с устройством на работу. Сначала человек проходит онлайн-собеседование, потом он приходит к нам в офис, с ним общается специалист, и если он идет устраиваться в какую-то специфическую категорию, где нужно подтвердить свою квалификацию, то с ним общается специалист, который работал в этой сфере. Например, в сфере домашнего персонала. Если человек просто хочет подрабатывать курьером, то он общается с психологом, заполняет анкету, мы через своих партнеров проверяем его персональные данные: существует ли такой человек, есть ли у него какой-то криминальный бэкграунд, неоплаченные кредиты
О работе на западном рынке
Как мне кажется, Россия – это удачный рынок, где можно тестировать модели, а потом выходить в более дорогие регионы. В процессе реализации наших идей мы столкнулись с огромным количеством проблем, которые в России решаются гораздо быстрее и дешевле, эти проблемы на Западе решаются сложнее.
Мы сталкивались с тем, что нам Paypal долго не мог зарегистрировать бизнес-аккаунт, а без бизнес-аккаунта Paypal наш сервис никогда не мог бы существовать в Америке, потому что это самая популярная платежная система. Второй момент может проверить каждый слушатель. Можно зайти в американский Facebook или баннерную сеть и посмотреть, сколько там стоит трафик, также можно посмотреть, сколько стоит трафик аналогичного таргета в России, особенно если мы говорим не про Москву, а про всю страну в целом. В этом плане Россия – это не самая дешевая страна, но она не сравнится с Англией или Америкой.
О работе в регионах
Несмотря на то что российский сегмент интернета быстро растет, YouDo – это история, в которую будут играть люди только больших мегаполисов, где есть проблемы, которые есть в Москве. Например, пробки, жесткий цейтнот у людей, большое социальное расслоение людей, которые готовы аутсорсить свои задачи, потому что их час стоит больше, чем час курьера. Если вы зарабатываете 100 долларов в час, а курьер зарабатывает 300 рублей в час, то, наверное, вам будет гораздо выгоднее не самим сегодня ехать покупать цветы и отвозить их кому-то. В Пензе в эту историю играть не будут, потому что целевая аудитория такого сервиса там маленькая, и большинство людей делают это все самостоятельно или с помощью соседа.
О волонтерах для «Пикника Афиши»
«Афиша» – это очень показательный пример. У них всегда на «Пикнике» была проблема с волонтерами, – с людьми, которые занимаются помощью в организации, стоят на стойке регистрации, работают указателями, распределяют потоки, подсказывают людям, как пройти, как выйти. Проблема в том, что все компании, которые приводили им этих людей, не отвечали за то, что эти люди к концу «Пикника» будут вести себя достойно, а не будут смотреть очередной концерт, тем более что они туда попадали бесплатно. При этом эти люди должны в совершенстве владеть английским языком, иметь презентабельную внешность и быть ответственными. Наша система как раз позволяет быстро отбирать таких людей за счет того, что на каждого человека после выполнения задания оставляется персональный отзыв, и каждый исполнитель знает, что если он, не дай бог, не выполнил задание, он не только деньги не получит, ему еще и оставят негативный отзыв. Из-за этого он будет получать в разы меньше заданий, нежели он получал раньше.
О направлениях бизнеса
Мы хотим делать платформенное решение, которое позволяет на платформе YouDo выстраивать как отдельные бизнесы, так и бизнесы в смежных направлениях. Например, есть бизнес доставки еды из ресторанов. По последней аналитике его оценили в миллиард долларов. Мы сейчас общаемся с одной компанией, которой сделали API, когда все доставки этой компании будут осуществляться через наших курьеров. У них есть отдельный сайт, но все курьеры в автоматическом режиме берутся у нас. Также мы сейчас работаем с «ВТБ 24». Консьерж-услуги клиентов оказываются через нас, но клиенты не знают, что это из YouDo. Есть порядка десяти различных направлений, которые можно успешно развивать на нашей платформе. Очень интересное направление электронной коммерции.
О качестве работы курьеров
Сейчас средняя доставка на YouDo занимает полтора часа, то есть с момента, как вы оставили заявку на доставку товара из пункта А в пункт В до момента его получения, проходит полтора часа. Ни одна курьерская компания не может решить эту проблему, потому что ни одна курьерская компания не может нанять 20 тысяч курьеров, чтобы они сидели по всему городу.
О сарафанном радио
Так получилось, что на исполнителей мы не тратимся. Когда мы еще не запустили сервис, но знали, что там будут исполнители, которых нужно будет как-то проверять, я провел эксперимент и разместил на одной из досок объявлений сообщение о том, что мне срочно нужно несколько курьеров для выполнения интересных задач. Я провел пять собеседований в один день. Приходили люди, которым я рассказывал, что я создаю такой сервис, что мне нужны исполнители, спрашивал, интересно ли им это. Я хотел понять, что люди будут у меня спрашивать, что для них самое важное. На следующий день я получил несколько звонков, типа: «Здравствуйте. Вчера мой сосед приходил к вам на собеседование, рассказал, что у вас очень крутой сервис. Как я могу записаться к вам на собеседование?» – хотя сайта на тот момент еще не существовало. Сарафанное радио среди исполнителей настолько хорошее, что мы сейчас нигде не размещаем рекламу, но к нам идет постоянный поток. Более того, мы его сознательно урезаем, чтобы не прийти к дисбалансу между заданиями и исполнителями.
О мобильном развитии
У нас сейчас ключевое направление – это мобильный сегмент. Как только мы сделали прототип, стало понятно, что YouDo – это обязательно мобильная платформа. Первое, что начали просить заказчики, – это сделать YouDo в телефоне, чтобы человек, стоя в пробке, мог пользоваться сервисом, потому что открывать ноутбук и заходить в интернет неудобно. Мы не так давно запустили приложение для iOS и «Андроида». Теперь это самое главное направление. Как только мы их сделали, у нас сразу 25% пользователей перешло только на мобильные устройства, а все исполнители (они в основном пользуются аппаратами на операционной системе «Андроид») стали делать предложения через телефон, потому что это значительно сокращает время отклика. До запуска мобильных телефонов у нас в среднем через семь минут пользователи получали первые отклики о задании, после запуска мобильных приложений время сократилось до 2,5 минут, соответственно, коммуникации ускорились.
О первых инвестициях
У меня один важный совет. Не берите деньги рано. Всегда есть возможность найти какую-то сумму денег для того, чтобы апробировать идею, сделать прототип, презентацию, посидеть в Excel и подумать над бизнес-моделью. Надо прожить максимальное количество времени, подпоясавшись потуже, посмотреть, куда продукт идет, какие проблемы он решает. Если вы уверены, что продукт будет летать, когда у вас будет то, что можно показать инвестору (не просто презентация, а мобильное приложение или веб-сайт, пользователи, статистика), стоит брать деньги. Это позволит получить более высокую оценку, это позволит оставить больший процент для мотивации команды и для привлечения следующих раундов.
О смартфонах и рынке бытовых услуг
Динамика развития мобильных направлений перенесет рынок бытовых услуг, социальный шопинг и другие направления в смартфоны. Я уверен, что года через три люди забудут, что такое доска объявлений в классическом понимании, и любая проблема будет решаться за несколько минут с помощью смартфона. Ты достал телефон, написал то, что ты хочешь, и через несколько минут получил предложения от людей, которые находятся рядом. При этом ты видишь, кто эти люди, ты знаешь, что у них достоверные данные, ты видишь отзывы других заказчиков об этих людях.
Максим Спиридонов: В начале 2000-х в глобальной сети появились первые сервисы, позволяющие найти дизайнера, программиста или маркетолога для выполнения той или иной задачи, связанной, как правило, с компьютером. Но время идет, и по мере освоения интернета массовым пользователем возникают сервисы, позволяющие найти исполнителя и для обычных, повседневных задач. Например, уборка дома, доставка подарка, мелкий бытовой ремонт. Сегодня у нас в гостях сооснователь и генеральный директор биржи работ YouDo Денис Кутергин. Ты сам пользуешься своим сервисом? Денис Кутергин: Да, я настолько на него подсел, что теперь не могу представить время, когда я справлялся со всеми задачами сам. – Что именно ты обычно заказываешь тем людям, которые помогают тебе в YouDo? – Как правило, это задания, связанные с курьерскими поручениями. Мне постоянно нужно что-то привезти, отвезти, купить в интернет-магазине и забрать со склада самовывоза и так далее. – Фактически курьерская работа – это самое главное, что ты заказываешь? – Да, плюс иногда я вызываю людей для помощи в хозяйстве, если нужно помыть окна или помочь с уборкой в квартире. – Есть ключевой вопрос, который отличает твой сервис и сервисы, подобные твоему, от бирж фриланс-работы, – это то, что у тебя какие-то доверенные исполнители, то есть ты их как-то верифицируешь и, отдав им документы или деньги, не рискуешь оказаться в итоге без товара, документов или денег. – Да. Верификация – это одна из фич, которая отличает нас. Мы выступаем гарантом того, что вы получите надежного исполнителя, потому что все исполнители, которые продают свои услуги на сайте, прошли специальную процедуру верификации. Ее можно сравнить с устройством на работу. Сначала человек проходит онлайн-собеседование, потом он приходит к нам в офис, с ним общается специалист, и если он идет устраиваться в какую-то специфическую категорию, где нужно подтвердить свою квалификацию, то с ним общается специалист, который работал в этой сфере. Например, в сфере домашнего персонала. Если человек просто хочет подрабатывать курьером, то он общается с психологом, заполняет анкету, мы через своих партнеров проверяем его персональные данные: существует ли такой человек, есть ли у него какой-то криминальный бэкграунд, неоплаченные кредиты. Если человек по всем показателям чист и подходит, то он становится нашим исполнителем. Для того чтобы выполнять дорогие задания, связанные с перевозкой дорогих товаров или выполнением сложных задач, ему нужно сначала выполнить более десяти простых заданий, где средний чек порядка 300 рублей. Только после того как он набрал определенное количество отзывов и рейтинг в системе, он может выполнять более сложные и дорогостоящие задания. – В конечном счете вы ручаетесь за этих людей? Если они потеряют документы, не привезут деньги, вы будете отвечать? – Мы выступаем как платформа. Мы просто соединяем людей и даем им функционал, которого сейчас нет. Также мы работаем с компанией РОСНО по страхованию, и уже сейчас все магазины, которые начинают через нас осуществлять логистику, могут страховать свои заказы от несчастных случаев. Страховка перевозки груза до 10 тысяч рублей стоит порядка доллара. – Иными словами, вы прилагаете какие-то усилия для того, чтобы застраховать риски, но стопроцентно не гарантируете эту страховку? – Да, безусловно. Если задание подразумевает какую-то материальную ценность, то мы прилагаем все усилия для того, чтобы свести к минимуму все возможные риски. Более чем за полгода существования проекта у нас был всего один случай, когда имела место потеря товара, хотя к тому моменту уже было выполнено более трех с половиной тысяч заказов. – Напомни, какова была первичная концепция. YouDo.ru – это? – Концепция была очень простой. Это была фриланс-биржа для проведения онлайн-конкурсов, то есть любой заказчик мог прийти, создать задание, например «придумать логотип для строительной компании», «обработать фотографию в редакторе» и т.д. И сотни людей, которые тусовались на сайте, предлагали свои решения. Это все строилось на конкурсной основе, человек в итоге выбирал самое рейтинговое или самое лучшее решение, которое ему нравилось, автор этого решения получал вознаграждение. Это классическая модель: когда у человека есть проблема, он кидает ее толпе, и толпа совместными усилиями генерирует ему пути решения, и он выбирает самое лучшее. Суть проекта строилась на этой модели. – Это направление оказалось неперспективным или вы эволюционным путем пришли к тому, что нужно меняться? – У нас как у создателей была некая неудовлетворенность. Мы не смогли сделать тот проект, о котором мечтали. Мы хотели делать очень большой проект, который будет масштабироваться в другие локации, бизнес-модель которого будет построена на транзакционной B2С-модели. В итоге мы эту бизнес-модель отработать не смогли и начали зарабатывать на проведении спецпроектов. В 2010 году мы провели порядка 20 проектов с крупнейшими рекламодателями, у нас были все крупные бренды, которые были представлены в рунете. Это Toshiba, «Билайн», Nestle и другие крупные компании, которым была интересна тема конкурсов. Абсолютно любая компания в своем продвижении всегда использует какие-то конкурсные механики. YouDo в этом плане была классной площадкой, где можно было недорого провести конкурс. Например, конкурс с «Липтоном», когда нужно было сфотографироваться с баночкой «Липтона» на фоне какой-то достопримечательности, и самые необычные фотографии получали по ящику банок «Липтона». У нас была выстроена вся платформа для этого. По сути, приходил бренд, мы делали красивую брендированную страничку, придумывали механику, и в результате получались тысячи единиц брендированного контента, который распространялся по сети. И по соотношению цена – качество это было очень хорошее предложение, рекламные агентства нас очень сильно любили и приводили к нам всё новые компании. В какой-то период мы поняли, что для дальнейшего роста необходимо продавать все больше product placement, все больше кастомизировать, брендировать наш сайт. Стало понятно, что с такой моделью мы никогда не станем большими, что мы так и останемся московским сервисом, который помогает рекламным агентствам оптимизировать бюджеты и проводить какие-то маркетинговые активности. Мы стали думать, что делать дальше, как мы можем все изменить. К нам пришло понимание, что рядом находится огромнейший рынок бытовых услуг, что в офлайне есть огромная потребность рынка в получении качественного сервиса, на котором можно было бы быстро, недорого найти надежных людей, которые могут выполнять различные бытовые услуги, и желательно, чтобы эти люди находились рядом. Мы стали изучать рынок и поняли, что если мы принесем конкурсную механику из онлайна в офлайн, то может получиться интересная история. В итоге так получилось, что проект был полностью переписан, и потребовалось не три месяца, а почти год для того, чтобы его создать. Там было еще очень много текущих моментов, почти полностью была обновлена команда. – Как я понимаю, одним из текущих и немаловажных моментов является получение или изыскание денег на развитие? Как справились с этим? – На тот момент, когда мы развивали первую версию YouDo, было желание привлечь инвестиции, чтобы быстрее расти. Было два вида предложений. Первый вид – это предложения от олигархов, то есть непрофильных инвесторов, которые слышали, что интернет – это круто и модно, они говорили: «Вот деньги, но давайте 51%». Люди не понимали, что они полностью убивали нашу мотивацию оставаться в проекте в дальнейших раундах. Второй вид – это бизнес-инкубаторы, которые хотели долю в 30–40% за совсем небольшие деньги. Когда мы решили делать перезапуск, то приняли решение максимальное количество времени протянуть за свои деньги, привлечь небольшие ангельские инвестиции. У нас появился еще один партнер, бизнес-ангел, это была небольшая сделка. Мы решили, что, как только мы подтвердим или опровергнем гипотезу, которую мы выдвигали при планировании бизнес-модели, мы поднимем разговор о первом большом раунде. –Вы планировали работать три месяца, но работали год. – Да, мы планировали все сделать за три месяца, но в процессе разработки, в процессе уточнения модели многое менялось. Нельзя сказать, что мы год делали YouDo.com в том виде, в котором он есть сейчас, мы очень много искали, анализировали рынки России и Запада, смотрели, какие проекты существуют в этих или смежных нишах. У нас даже были мысли сразу выходить в другой локации, а не в России. К счастью, эта мысль быстро ушла от нас. – Почему «к счастью»? – Потому что с нашим рынком мы лучше знакомы и, как мне кажется, Россия – это удачный рынок, где можно тестировать модели, а потом выходить в более дорогие регионы. – Кстати говоря, именно эту гипотезу в предыдущем выпуске опровергал Михаил Токовинин (amoCRM), рассказывая о работе в области бизнес-софта и облачных сервисов. Он говорил о том, что выходить в России можно, но это не будет почти никаким образом коррелировать с тем, как это будет работать на Западе, поскольку сознание пользователя, подходы к сервисам, степень продвинутости совершенно иные. – Я не совсем согласен. Возможно, для софта это аргумент. Я приведу два простых примера. Мы сталкивались с тем, что нам Paypal долго не мог зарегистрировать бизнес-аккаунт, а без бизнес-аккаунта Paypal наш сервис никогда не мог бы существовать в Америке, потому что это самая популярная платежная система. Второй момент может проверить каждый слушатель. Можно зайти в американский Facebook или баннерную сеть и посмотреть, сколько там стоит трафик, также можно посмотреть, сколько стоит трафик аналогичного таргета в России, особенно если мы говорим не про Москву, а про всю страну в целом. В этом плане Россия – не самая дешевая страна, но она не сравнится с Англией или Америкой. – И все же Россия – это самое-самое начало или основательный кусок жизни компании, дохода компании в будущем? – Я думаю, что это начало, в ближайшее время это будет очень большим куском. Не совсем корректно сравнивать страны, потому что YouDo – это городской сервис. Несмотря на то что российский сегмент интернета быстро растет, YouDo – это история, в которую будут играть люди только мегаполисов, где есть проблемы, которые есть в Москве. Например, пробки, жесткий цейтнот у людей, большое социальное расслоение людей, которые готовы аутсорсить свои задачи, потому что их час стоит больше, чем час курьера. Если вы зарабатываете 100 долларов в час, а курьер зарабатывает 300 рублей в час, то, наверное, вам будет гораздо выгоднее не самим сегодня ехать покупать цветы и отвозить их кому-то. В Пензе в эту историю играть не будут, потому что целевая аудитория такого сервиса там маленькая, и большинство людей делают это все самостоятельно или с помощью соседа. – В связи с этим задам два вопроса. Какое количество городов вы хотите охватить в России? Пенза – это, как мне помнится, несколько сот тысяч человек. Означает ли это, что вы пойдете только в миллионники? – В России есть пять городов-миллионников, где имеет смысл развивать нашу инфраструктуру. Ближайший город – Санкт-Петербург. В конце этого года или в начале следующего мы туда выйдем. Что касается других регионов, то мы смотрим на активно развивающиеся рынки, нам очень интересна Южная Америка, Восточная Европа, Турция. – Хочу уточнить один момент. Если в среднем в день вы выполняете 100 заданий, а средний чек на сумму порядка 600 рублей, то это 60 тысяч оборота в день. Получается, что у вас ходит порядка 1,5–2 миллионов оборота в месяц. – Больше, потому что мы сейчас говорим только про B2C-сегмент. Большие ожидания мы связываем с B2B-направлением. Например, сейчас на сайте Slon.ru висит спецпроект, который проводит ВТБ. Банк «ВТБ 24» выпустил новый карточный продукт, в который входят консьерж-услуги держателям карты. Все консьерж-услуги оказываются с помощью нашей платформы. Таких проектов на стадии договора о намерении очень много. Летом наши исполнители работали на фестивале «Пикник Афиши». После этого к нам в очередь выстроились компании, которые связаны с проведением event'ов, потому что от Афиши мы получили замечательный фидбек. – Ваши исполнители – это люди, которые у вас зарегистрировались и вами верифицированы? – Да. «Афиша» – это очень показательный пример. У них всегда на «Пикнике» была проблема с волонтерами, – с людьми, которые занимаются помощью в организации, стоят на стойке регистрации, работают указателями, распределяют потоки, подсказывают людям, как пройти, как выйти. Проблема в том, что все компании, которые приводили им этих людей, не отвечали за то, что эти люди к концу «Пикника» будут вести себя достойно, а не будут смотреть очередной концерт, тем более что они туда попадали бесплатно. При этом эти люди должны в совершенстве владеть английским языком, иметь презентабельную внешность и быть ответственными. Наша система как раз позволяет быстро отбирать таких людей за счет того, что на каждого человека после выполнения задания оставляется персональный отзыв, и каждый исполнитель знает, что если он, не дай бог, не выполнил задание, то он не только деньги не получит, ему еще и оставят негативный отзыв. Из-за этого он получит в разы меньше заданий, нежели получал раньше. Поэтому люди очень дорожат своей репутацией в YouDo. – Кого сложнее вербовать – людей, которые исполняют задачи, или тех, кто ставит задачи? По идее, вторые для вас интереснее, потому что они платят деньги. – Так получилось, что на исполнителей мы не тратимся. Когда мы еще не запустили сервис, но знали, что там будут исполнители, которых нужно как-то проверять, я провел эксперимент и разместил на одной из досок объявлений сообщение о том, что мне срочно нужно несколько курьеров для выполнения интересных задач. Я провел пять собеседований в один день. Приходили люди, которым я рассказывал, что создаю такой сервис, что мне нужны будут исполнители, спрашивал, интересно ли им это. Я хотел понять, что люди будут у меня спрашивать, что для них самое важное. На следующий день я получил несколько звонков, типа: «Здравствуйте. Вчера мой сосед приходил к вам на собеседование, рассказал, что у вас очень крутой сервис. Как я могу записаться к вам на собеседование?» – хотя сайта на тот момент еще не существовало. Сарафанное радио среди исполнителей настолько хорошее, что мы сейчас нигде не размещаем рекламу, но к нам идет постоянный поток. Более того, мы его сознательно урезаем, чтобы не прийти к дисбалансу между заданиями и исполнителями. Мы сдерживаем рост в этом направлении. Единственный случай, когда мы ищем людей, – запуск новых категорий. Допустим, на следующей неделе у нас запускаются две новые категории, и мы сейчас активно ищем людей в категории «Красота и здоровье» (вызов на дом частных мастеров, парикмахеров) и «Обработка и съемка фото и видео» (вызов фотографов на мероприятия, проведение фотосессий, удаленная обработка звука, видео). – Кстати говоря, вы являетесь налоговым агентом для этих людей? Отношения с ними вы оформляете по-белому? – В свое время мы много инвестировали в экспертизу этого направления. Налоговый агент очень сильно нас обременяет, из-за этого значительно рушится бизнес-модель. Сейчас мы развиваем направление, когда будут исполнители как ИП. У нас выделился пласт людей, которым мы будем помогать делать ИП через сервис «Мое дело». Они как представители бизнеса могут напрямую взаимодействовать с бизнесом через нашу платформу. По последней статистике, у нас около 10 процентов людей, которые сейчас на YouDo зарабатывают больше, чем на основной работе, или кто ушел с основной работы и работает только на YouDo. Для них это стало профессией. – Сколько зарабатывают топовые исполнители? – Про топы я сказать не могу. У этих 10 процентов в среднем зарплата равняется средней московской зарплате, то есть 45 тысячам. – Это люди, которые работают полный день в этом режиме? – Да, либо которые переходят на полный режим, но для них пока маловато заданий. Мы еще пока не готовы начать политику мотивации людей, которые ушли с работы и работают у нас. Они работают часов 5–6 в день, то есть гораздо меньше, чем на основной работе, причем работают в удобном для себя режиме, и они зарабатывают те же деньги. Они сами себе предоставлены, они с утра выписывают несколько заданий, выбирают, садятся на велосипед и развозят какие-то товары. – На каком основании вы платите им деньги? Как вы делаете отчисления? По идее, вы должны заключить с ними договор и платить за них налоги. – Нет. По закону платит сам получатель средств. Чтобы мы за них платили, мы должны получить от них ИНН и другие данные. Мы перекладываем это на исполнителя. Есть очень интересный прецедент – программа лояльности «Малина». Она очень долго судилась с кем-то, потому что к ней была примерно та же самая претензия. Бонусы больше 4 тысяч рублей должны облагаться налогом. Мы изучали судебную практику, есть судебное заключение консалтинговой компании, что мы налоговым агентом не являемся, соответственно, всю дальнейшую механику мы выстраиваем на этом. – Вы выдаете деньги, и все? – Да, но там есть лимит. Мы сейчас находимся в процессе формирования модели, в которую можно вставить помимо физических лиц еще и ИП, чтобы они могли зарабатывать гораздо больше и в другом статусе. – Я удивлен, что вы не являетесь налоговым агентом. Мне казалось, что это необходимо в рамках российского законодательства. Какие направления существуют в рамках работы компании? Какие из них ключевые? Кто ими занимается? – У нас сейчас ключевое направление – это мобильный сегмент. Как только мы сделали прототип, стало понятно, что YouDo – это обязательно мобильная платформа. Первое, что начали просить заказчики, – это сделать YouDo в телефоне, чтобы человек, стоя в пробке, мог пользоваться сервисом, потому что открывать ноутбук и заходить в интернет неудобно. Мы не так давно запустили приложение для iOS и «Андроида». Теперь это самое главное направление. Как только мы их сделали, у нас сразу 25% пользователей перешло только на мобильные устройства, а все исполнители (они в основном пользуются аппаратами на операционной системе «Андроид») стали делать предложения через телефон, потому что это значительно сокращает время отклика. До запуска мобильных телефонов у нас в среднем через семь минут пользователи получали первые отклики о задании, после запуска мобильных приложений время сократилось до двух с половиной минут, соответственно, коммуникации ускорились. – Хочу сказать пару слов об интерфейсах. Видно, что проведена большая работа, продукт очень приличный. Я скажу это как продуктовый менеджер, мне он понравился. Кто отвечает за концепцию, за маркетинг? На сайте очень четко донесена идея, видно, что работали хорошие маркетологические мозги и хорошие специалисты по продукту. Я сейчас говорю прежде всего о вебе. Кто отвечает за сайт? Лично ты? Или есть другие люди, разбирающиеся в предмете? – Я сейчас расскажу, как у нас происходит разделение. Конкретно за продукт я отвечаю полностью, и это то, что приносит мне кайф. Я продуктовый чувак, и когда какая-то идея приходит мне в голову, я могу несколько суток ходить с ней, не спать, не есть, вынашивать ее, неделю сидеть с командой, в итоге запускать ее на сайте, оценивать фидбек пользователей, наблюдать за аналитикой и помогать ей жить. Все, что касается продукта, аналитики, общения с пользователями, висит на мне. Мой партнер Алексей занимается более стратегическими вещами и финансами. Если я думаю о том, как сайт должен выглядеть сегодня и завтра, то Алексей думает, как сайт должен выглядеть послезавтра, о том, что нужно будет сделать через неделю, чтобы у нас вырос оборот, какие приоритетные направления мы должны внедрить. Также он занимается всей финансовой деятельностью и работает с бизнес-моделью. Он высчитывает, какой у нас должен быть средний чек, какой должен быть отток, какое привлечение пользователей, среднее время жизни, сколько нам нужно денег и когда они нам будут нужны, чтобы мы оставались на плаву. Третий наш партнер – Людмила Булавкина. Она большой специалист в маркетинге, у нее один из самых интересных опытов работы в крупных компаниях. Если мы с Алексеем – люди, которые привыкли все тестировать на своем опыте, что зачастую приводит к каким-то ошибкам, то Людмила всегда знает, как делать что-то с точки зрения учебников, знает, как надо правильно что-то делать в силу своего огромного опыта работы в корпоративном направлении. Людмила – опытный маркетолог, Алексей – финансист по образованию, он больше связан с цифрами и стратегическим развитием, я больше работаю с продуктом, тестами, аналитикой. – По какой оценке сейчас к вам пытаются зайти инвесторы? – Все зависит от условий. Оценка – это не всегда самое ключевое. Я бы не хотел сейчас об этом говорить, потому что мы до конца года объявим о завершении сделки. Сейчас у нас есть несколько предложений, и мы выбираем. Нам не хотелось бы, чтобы люди, которые делали нам предложения, знали, что нам предлагают другие. – Ок. Мог бы ты коротко рассказать, как правильно поступать предпринимателю, строящему собственный проект, для того чтобы получить наиболее «умные» и большие деньги и при этом не сесть в лужу? – У меня один важный совет: не берите деньги рано. Всегда есть возможность найти какую-то сумму денег для того, чтобы апробировать идею, сделать прототип, презентацию, посидеть в Excel и подумать над бизнес-моделью. Надо прожить максимальное количество времени, подпоясавшись потуже, посмотреть, куда продукт идет, какие проблемы он решает. Если вы уверены, что продукт будет летать, когда у вас будет то, что можно показать инвестору (не просто презентация, а мобильное приложение или веб-сайт, пользователи, статистика), – стоит брать деньги. Это позволит получить более высокую оценку, это позволит оставить больший процент для мотивации команды и для привлечения следующих раундов. – Многие ответят на это, что они будут рисковать своими деньгами, что это опасно. Люди проверят бизнес-модель, и если она не будет работать, то они потеряют деньги. – Зачем задавать такой вопрос? Зачем делать стартап, если это опасно? Конечно, это опасно, но самым лучшим подтверждением того, что ты веришь в идею, будет вложение собственных денег. Многие инвесторы обращают на это внимание. В частности, нам один раз задали вопрос из серии: «Ребята, вы же на встречу приехали не на самой плохой машине. Почему вы не продадите машину, не доложите денег и еще месяц-два не проживете?» Такая точка зрения тоже имеет место, поэтому мне кажется, что обязательно нужно вкладывать свои деньги. Вопрос только в том, что вы на них успеете сделать. Зачастую не нужно делать прототип или готовый продукт, нужно просто немного вложиться в исследование, экспертизу, для того чтобы сделать бизнес-модель, презентацию, описать все это, сделать какие-то скриншоты. – Я сознательно попросил тебя раскрыть эту тему. Сейчас добавлю, что вложение собственных денег, значительных денег для человека, особенно если деньги заняты где-то, имеет колоссальный терапевтический и стимулирующий эффект. – Да, безусловно. – В завершении нашей беседы: как ты видишь развитие рынка подобного рода услуг в рунете и интернете? – На данный момент мы реализовали около 40% функционала, который мы хотим сделать. Сейчас веб-часть и мобильная часть YouDo – это все еще прототипы, в которые мы играем. К реализации взрывного функционала мы еще пока не приступали. Мы хотим делать платформенное решение, которое позволяет на платформе YouDo выстраивать как отдельные бизнесы, так и бизнесы в смежных направлениях. Например, есть бизнес доставки еды из ресторанов. По последней аналитике его оценили в миллиард долларов. Мы сейчас общаемся с одной компанией, которой сделали API, когда все доставки этой компании будут осуществляться через наших курьеров. У них есть отдельный сайт, но все курьеры в автоматическом режиме берутся у нас. Также мы сейчас работаем с «ВТБ 24». Консьерж-услуги клиентов оказываются через нас, но клиенты не знают, что это из YouDo. Есть порядка десяти различных направлений, которые можно успешно развивать на нашей платформе. Очень интересное направление электронной коммерции. Сейчас средняя доставка на YouDo занимает полтора часа, то есть с момента, как вы оставили заявку на доставку товара из пункта А в пункт В до момента его получения, проходит полтора часа. Ни одна курьерская компания не может решить эту проблему, потому что ни одна курьерская компания не может нанять 20 тысяч курьеров, чтобы они сидели по всему городу. – Прямо как у Гоголя – «двадцать тысяч одних курьеров». – Мы можем сделать максимальную плотность, когда в каждом районе будет несколько человек. Когда мы видим задание из определенного района, мы всем, кто находится рядом, рассылаем уведомление: «Рядом с вами, через 100 метров, находится человек, которому нужно отвезти документы на соседнюю станцию метро». Через пять минут человек забирает товар и через час звонит и говорит, что задание выполнено. – Это к тому, что в дальнейшем сервис будет предельно мобильным и основная работа переместится в смартфоны и планшеты. – Да, я уверен, что это ждет не только наш сервис. Динамика развития мобильных направлений перенесет рынок бытовых услуг, социальный шопинг и другие направления в смартфоны. Я уверен, что года через три люди забудут, что такое доска объявлений в классическом понимании, и любая проблема будет решаться за несколько минут с помощью смартфона. Ты достал телефон, написал то, что ты хочешь, и через несколько минут получил предложения от людей, которые находятся рядом. При этом ты видишь, кто эти люди, ты знаешь, что у них достоверные данные, ты видишь отзывы других заказчиков об этих людях.