© globalgiants.com

В 2010 году я со знакомым основал RRT – исследовательскую компанию в области нефтепереработки. Сейчас это уже RRT Global с офисами в США, Индии и центром исследований и разработок в Петербурге. В сентябре 2012-го мы небольшой делегацией из четырех человек оказались в китайском Дунъине. Компания завершила разработку новой технологии, и ее премьеру было решено провести в Китае. 

Вылетая в Поднебесную, я был готов ко всему. Понимал, что отправляюсь в провинциальный Дунъин, а не в Нью-Йорк. Тем более работа в Индии закалила. Прилетая в Дели, я останавливался в отеле, который охраняли автоматчики. Страна опасная, поэтому иностранцев там предпочитают охранять.

Оказавшись в китайском Дунъине, мы с коллегами испытали шок. Рядом с гостиницей расположились пять торговых моллов, каждый из которых даст фору московской «Меге». В магазинах привычные бренды: Gap, Zara, Top Man. Причем цены на них выше московских на 10–15%. И ничего, люди покупают, они вообще здесь живут очень благополучно. 

Транспортная инфраструктура поражает – никаких пробок. А на дорогах вместо китайских Great Wall немецкие Volkswagen и американские Buick. Здесь вообще как в Нью-Йорке –достаточно поднять руку, чтобы тут же поймать такси, только они здесь не желтые, а зеленые. Средняя поездка обходится в 10–12 юаней, это примерно 50 рублей. Все надписи и указатели в городе дублируются на английским языке – заблудиться сложно. Оказалось, что провинциальный китайский Дунъин может дать фору многим европейским мегаполисам.

Специально для нашей делегации (а нас всего-то было четверо) китайская сторона разработала официальную программу мероприятий. Торжественное посещение местных производств, общение с журналистами, культурная программа и т.д. Утром первого дня мы стояли у гостиницы в ожидании машины, которая увезет нас на «экскурсию по местным производствам». Мы оделись просто: футболки и кеды. Все-таки едем не на банкет, а на завод. Вместо легковушки за нами приехал автобус с сопровождением. В автобусе – около 20 китайских представителей в строгих деловых костюмах, они приехали сопровождать иностранцев, то есть нас – четверых русских в футболках и кедах.

Приехали на первый завод. Не успели мы выбраться из автобуса, как были атакованы журналистами с камерами. Корреспонденты торопились взять у иностранцев интервью. 

Дав сумбурные комментарии, мы двинулись в сторону производственных установок, но на пути оказалась торжественная сцена. При нашем приближении загремели фанфары.

Женщина на сцене начала воодушевленно произносить речь. О чем была эта речь, неизвестно. Женщина восклицала так быстро, что переводчик не успевал переводить. Все это продолжалось пятнадцать минут. Остановить женщину было невозможно – она произносила речь наизусть. Если бы ее перебили, она бы сбилась и начала произносить все сначала.
После торжественного митинга мы добрались до производственных установок. На первый же взгляд было видно, что установки только строятся и еще не готовы к работе. Но это не мешало пятнадцати китайским рабочим лазать по ним, усердно изображая работу.
– Я правильно понимаю, что это спектакль? – спросил я у одного их китайских представителей, сопровождавших нас.
– Да, – ответил он после минутной паузы.
Потом были экскурсии на другие предприятия, с неизменными торжественными митингами и спектаклями. 
В конце концов нас стали уговаривать остаться в Китае и открыть здесь филиал компании. Зачем мы им нужны? Все просто: Дунъин – это центр нефтепереработки. Здесь создаются колоссальные производственные мощности для сборки нефтехимических установок. Эти установки – модули, из которых, как из конструктора, можно собрать нефтеперерабатывающий завод. И все в Дунъине хорошо, кроме одного – некому придумывать новые технологии. Некому придумывать новые нефтехимические установки. Поэтому они и зовут иностранцев, поэтому они готовы создавать для них любые условия. Аренда, оборудование, инвестиции – все, что хотите. И никаких проблем с таможней, пожарными, СЭС и пр. Только приезжайте – тепличные условия уже созданы. 
Дунъин – это нефтехимический кластер, здесь ждут химиков-технологов. Но в Китае есть и другие кластеры: лазерные, где ждут физиков; биофармацевтические, где ждут биологов, и другие. И ситуация в этих кластерах стандартная: нужны толковые головы, а руки здесь найдутся. 
Последнее, что надо отметить, – отношение местных жителей к иностранцам. Вечером перед отлетом мы зашли в неприметное кафе на окраине. Кроме нас здесь отдыхали еще трое местных. Через полчаса кафешка разрывалась от посетителей, которые радостно смотрели на нас. Четверых русских обслуживали шесть официанток. Каждая потребовала памятное фото с иностранцами. 
Молодым ученым и всем, кто хочет заработать на науке, пора забыть об эмиграции в США, Европу и другие развитые страны. Наши мозги там мало кому нужны. Берите билет в Поднебесную.