© T-KONI / Flickr.com

Мало какие российские компании потребительского сектора работают сегодня за рубежом. Хотя ресурсы делать это позволяют многим. Почему? Казалось бы, многое на Западе и дешевле, и проще, и надежнее. Но, как я убедился на собственном опыте, есть вещи, к которым трудно привыкнуть.

Наша компания работает в Болгарии, Чехии и Бельгии – мы держим там почти такие же, как и здесь, рестораны и магазины, а также небольшое ковролиновое производство. Конечно, у каждой страны есть свои особенности, но основополагающие законы ведения бизнеса во всей Европе общие, и я попробую их перечислить.

Сначала о плюсах. Больше всего бросается в глаза, что роль государства сведена к минимуму, – все развивается само по себе. 

Бюрократия у них очень нудная, гораздо зануднее нашей. Однако если уж ты подал какую-то бумажку и не накосячил при ее заполнении, то рано или поздно ты своего дождешься.

С помощью денег при этом ничего ускорить нельзя. У нас – можно, но это все равно хуже, потому что иной раз результата можно не получить даже за деньги. Поэтому у нас ожидание – это всегда стресс, а там – нет. Но поначалу можно понервничать по привычке.

У России больше всего общего с Болгарией – там больше раздолбаев и развита коррупция. Но в отличие от наших коррупционеров они берут, что называется, «по чину», то есть гораздо меньше. С нашими «тарифами» не сравнить! Сама коррупция за рубежом другая – чиновник, даже взяточник, там понимает бизнесмена и осознает то, что они находятся в одной среде. В отличие от нас они пережили буржуазную революцию. У власти находились люди, которым было что терять. Целый класс не снесли до основания. В итоге: там есть взаимная заинтересованность. Чиновники, даже берущие взятки, понимают, что они работают на налоги.

Арендные ставки отличаются серьезно, здесь можно сэкономить. Если в Москве все начинается с $600 за кв. м в месяц за никакое помещение, то там что-то приличное можно снять уже за 200 евро. А наши ставки в переходах, которые достигают $30 тысяч, – в Европе это уже категория чего-то невообразимого. В разы дешевле кредиты, стоимость электроэнергии (за исключением Болгарии). 

Однако прибыль как процент с оборота – меньше. Но надо понимать, что у денег есть три измерения – объем, время и риск. По этим параметрам хоть в Европе денег ты зарабатываешь меньше, но бизнес вести в итоге все равно выгоднее за счет практически нулевых рисков. Можно строить долгосрочные стратегии на многие годы вперед и не беспокоиться. 

Например, вероятность того, что к тебе придет арендодатель и скажет: «Завтра повышаем ставки в два раза», равна нулю. За семь лет работы в Чехии у меня не было ни одной проверки, у моего знакомого их не было 15 лет. В России же они через каждые два дня. Здесь зарабатывается быстрее и больше, но риски при этом – вплоть до потери бизнеса и даже жизни.

Теперь об условных минусах. Работа с персоналом за рубежом ничем не лучше, чем у нас, – европейцы работать не любят. У болгар вечная сиеста с вином. Чехи – более вышколенная нация (возможно, из-за того, что долго были под немцами), но они не очень хорошо относятся к русским, периодически припоминая 1968 год, и тоже не сильно стараются. 

К примеру, у нас произошла в Праге такая история. У них можно делать апарт-отели из старых домов, что мы и собирались организовать. Мы приезжаем из России посмотреть объект, времени у нас немного, звоним риелтору. Он получает колоссальные деньги, стоимость здания – около $2 млн, комиссия со сделки – от 2% до 6%. Мы просим назначить встречу на 18:00, а он нам спокойно заявляет, что в это время гуляет с собакой. Я отвечаю (условно): «Щелкни пальцами сынок, мы – реальные покупатели и не один объект смотрим. Давай в субботу?» – «На выходные еду в деревню». Без комментариев. 

Когда я рассказываю эту историю, мне многие говорят: «Вот видишь, ты всех пинаешь, что надо работать и что у нас слишком много выходных, а европейцы так не считают». На это я всегда отвечаю следующее:

«Давайте сначала достучимся до их уровня, а уже потом будем курить бамбук. А пока надо пользоваться тем, что они в расслабленном состоянии, и вкалывать. Добежим – сможем расслабиться».

Главное различие, которое почему-то составляет особенную сложность для наших компаний, – это работа на конкурентном рынке. У нас можно забивать на клиента, а у них – нет. Там привыкли с ним работать, завлекать его, подстраиваться под его потребности и вкусы, в общем, работать в высококонкурентной среде (тут я говорю о бизнесе в целом, а не о риелторах). Отсюда все их скидки, акции, особые предложения, зазывалы и так далее. Например, владелец небольшого бизнеса, который сам раздает флаеры, за рубежом – абсолютная норма, у нас – даже сложно себе такое представить. Нашего предпринимателя то одним дергают, то другим, а тут еще и клиент пришел и чего-то хочет, зараза. Бизнес в России и бизнес в Европе – это два разных мира, и многие наши компании, несмотря на, казалось бы, столь суровую школу жизни, оказываются не в состоянии дотянуть до европейского уровня.