Фото: davidboequez / flickr.com
Оказывается, заставить жителей большого города поменять четыре колеса на два довольно просто. Нужно всего лишь проложить в городе велосипедные дорожки, которые стоят гораздо дешевле любой другой транспортной инфраструктуры, и сделать велосипед модным.

В 2009 году в Буэнос-Айресе совершалось 30 тысяч поездок на велосипеде, что для трехмиллионного города – капля в море. И эта цифра была стабильной многие годы. Велосипедисты тех времен принадлежали к одной из двух групп людей. Либо они были сумасшедшими, потому что нормальный человек не выедет на велосипеде на дорогу с такой культурой вождения, как в Аргентине. Либо такими бедными, что не могли позволить себе даже скутер.

За последние три года количество велосипедистов в Буэнос-Айресе выросло в пять раз, причем, согласно опросам, за счет представителей среднего класса. То есть это люди, которые не выбирали между автобусом и велосипедом. Это люди, которые предпочли велосипед машине. Теперь велосипедисты составляют 2% от общего городского трафика, а к 2015 году этот показатель должен вырасти до 5%. И это не предел. Перед началом масштабного «велосипедного» проекта 61% жителей Буэнос-Айреса сказали, что они пользовались бы велосипедом как средством передвижения, если это будет безопасно.

Откуда взялась идея с велосипедом в городе, где им никто никогда не пользовался? В Буэнос-Айресе нет пробок ни по московским, ни по мировым меркам. Проблема с ростом парка машин в последний год особенно неактуальна из-за проблем в экономике. Автомобили в Аргентине всегда стоили дорого: импортные пошлины составляют от 80 до 100% от стоимости, и местные заводы подтягивают свои цены до уровня зарубежных конкурентов. Когда доходы населения упали, сократились и продажи машин – на 2% в 2012 году. К тому же купить машину – это только полдела, за нее надо платить страховку, налоги, оплачивать парковку. В Буэнос-Айресе далеко не везде можно оставить машину на улице бесплатно. Парковка в деловом центре стоит сейчас $20 в день или $300 в месяц. Многие просто отказались ездить на машине на работу. 

Но городские власти знают, что так будет не всегда. В предыдущие, тучные годы продажи новых автомобилей в Аргентине росли на 30% в год. Судьба любого мегаполиса – задыхаться в пробках по мере роста благосостояния его населения, если пустить дело на самотек. Дальновидный мэр Маурисио Макри (кстати, будущий соперник Кристины Киршнер на президентских выборах) проанализировал лучший мировой опыт организации движения в городе и принял «План сбалансированного передвижения» («Plan de Movilidad Sustentable»). Он включает много правильных мер вроде выделенных и скоростных полос для автобусов, строительства стоянок для мотоциклов, превращения центральных улиц в пешеходные зоны. И велосипеды.

С точки зрения инфраструктуры в Буэнос-Айресе появилось 100 км велодорожек. Обычно они отделены от основной дороги высоким бордюром. В этом году городские власти обещают еще 30 км. Кроме них город установил 28 станций под названием «Лучше на велике» (Mejor en bici), на которых можно бесплатно взять велосипед на час. Люди используют их, чтобы добраться до работы или учебы, – берут велосипед на ближайшей к дому станции и возвращают на ближайшей к офису. К концу года власти обещают утроить число таких станций. В системе уже 60 тысяч зарегистрированных пользователей, хотя пока всего 2,8% от велосипедных поездок осуществляется на городских велосипедах.


Фото: BlueVoter / flickr.com

Помимо инфраструктуры для городских властей было важно «изменение сознания». Макри сам не прочь прокатиться на велосипеде и рассказать про то, какая это «умная, здоровая и омолаживающая альтернатива [традиционному транспорту]». Мэрия организует семинары для таксистов, где рассказывает, как себя вести с новым участником движения. В ПДД появилась глава о велосипедистах, с которой обязаны ознакомиться все желающие получить права. Около полутора сотен компаний согласились закупить для своих сотрудников велосипеды и оборудовать стоянки, а в некоторых случаях и душевые. Студенты университета Буэнос-Айреса, изучающие промышленный дизайн, работают над конструкциями велосипеда для перевозки продуктов, а те, кто учится на дизайнеров одежды, придумывают модные коллекции для велосипедистов. 

Усилия мэрии не прошли даром: велосипед стал модной фишкой. В этом сезоне многие витрины района бутиков аргентинских дизайнеров Палермо Сохо украшает велосипед. Если ты претендуешь на то, чтобы твое кафе или бар были модными, позаботься о велостоянке. А самые продвинутые дают велосипедистам скидку в 10%. Велоинфраструктура обходится городу куда дешевле любых других видов транспорта (если считать в абсолютных цифрах, а не пропорционально людскому трафику). Один километр велодорожки стоит $50 тысяч, в 25 раз дешевле, чем километр выделенной полосы для автобусов.

Вокруг велосипедов на глазах растет целая индустрия. Еще в 2011 году продажи велосипедов достигли 1,6 млн штук и превысили продажи подержанных автомобилей (не говоря уж о новых – велосипедов продается в два раза больше). Банк Ciudad недавно запустил программу кредитования на покупку велосипедов: можно выплачивать по $4 в месяц в течение четырех лет. Вы удивляетесь, а 14 тысяч человек уже подписались. А есть еще шлемы, детские сиденья, замки, марки одежды для велосипедистов и прочие аксессуары. 

Конечно, у Буэнос-Айреса много предпосылок, чтобы со временем превратиться в велосипедную столицу Южной Америки. Прежде всего это в меру теплый климат – на велосипеде можно комфортно передвигаться круглый год. О том, что такое весенняя распутица и грязная жижа, здесь никто не имеет понятия. К тому же это город абсолютно плоский. Как писал Борхес, Буэнос-Айрес – «это точная копия окружающей равнины, смиренная ровность которой продолжена прямизной улиц и крыш». 

Но есть и минусы, которые мешают. Буэнос-Айрес – город большой, вовсе не такой компактный, как многие европейские. Чтобы добраться от основных жилых районов до центра, на велосипеде требуется час езды. А еще аргентинским велосипедистам и всем остальным предстоит научиться мирно сосуществовать друг с другом. Когда дорожки появились, отъели полосу парковки и преградили подъезды к магазинам, общественное мнение все-таки осталось на стороне велосипедов – в основном потому, что трафик на них с каждым днем растет на глазах. Но там, где нет бордюров, часто припаркованы машины и лежит всякий хлам. Пешеходов так и тянет с серого тротуара на свежеразлинованную дорожку. Ездить вне дорожек по-прежнему опасно для жизни. Когда я попросила установить два детских сиденья на один велосипед, дедушка-продавец наотрез отказался: «Это тебе не Амстердам! Я на себя такую ответственность не возьму!» Велосипедисты, со своей стороны, ездят на красный свет, без шлемов, звонков и спецодежды. 

Впрочем, начало получилось многообещающее, и процесс, скорее всего, уже необратим. Лично я жизни без велосипеда в Буэнос-Айресе уже не представляю.