Когда-то много лет назад я был инвестиционным банкиром. Затем я руководил интернет-бизнесами, создавал интернет-стартапы, конструировал механизмы господдержки инноваций. И всюду мне приходилось составлять финансовые модели новых проектов с нуля. Финансовые модели я не составлял только на двух этапах своей жизни: когда был деловым журналистом и когда учил студентов Физтеха. Зато в эти периоды жизни я научился писать о том, что знаю сам, и преподавать финансовое моделирование тем, кто о нем знает самую малость. Этот курс – результат всех трех частей моей жизни. Успешного изучения!

Известный американский предприниматель Питер Губер (мы знаем его как продюсера фильмов «Человек дождя», «Полуночный экспресс» и ряда других) был назначен в 1989 году главой Columbia Pictures, которую только что купила компания Sony. Говорят, что на первую встречу с новым руководителем из Японии приехала делегация во главе с престарелым другом детства Акио Мориты, не знавшим ни слова по-английски, с ним двое руководителей помоложе, лет по семьдесят, которые могли поздороваться, несколько слегка англоязычных молодых сотрудников на седьмом десятке лет и совсем юный переводчик (ему не было и шестидесяти). Для сравнения: Губеру было 47 лет.

Губер описал делегации общепринятый бизнес-план голливудской киностудии. Ежегодно киностудия будет выпускать 14–15 фильмов. Из них один будет мегахитом, еще два – просто хитами. Еще 2–3 фильма пройдут нормально и, возможно, дадут какие-то франчайзинговые возможности. Из остальных фильмов шесть отобьют в прокате свои бюджеты, а 3–4 окажутся бомбами – провалятся с треском, если вообще не попадут на полку.

Японцы внимательно выслушали все, и старший делегации сказал через переводчика: «Губер-сан, я все понял, только не понял одного – зачем вы делаете бомбы? Со следующего года я запрещаю вам делать бомбы. Делайте только хиты».

Что ответил на это Губер и ответил ли вообще, городская легенда умалчивает. Мы с вами в отличие от японских менеджеров уже понимаем, что такое ожидаемый сценарий и почему Губер был прав, а его начальство нет. Так вот, инвестор в стартапы, он же венчурный фонд, на уровне финансовой модели устроен точно так же, как голливудская киностудия. Я думаю, интуитивно все уже поняли почему. Процесс создания нового бизнеса и процесс создания нового фильма – это творческие и стохастические процессы, с непредсказуемым исходом и огромной вариативностью. Достоверно мы знаем только то, что даже у самого лучшего кино- или хай-тек-проекта на старте примерно один шанс из 15 стать суперзвездой. Разница лишь в цикле: в кинопроизводстве от старта до кассовой окупаемости проходит от полутора до трех-четырех лет, а у стартапа в области ТМТ (телеком, медиа, технологии) – пять-семь лет. А все остальное – одинаково: сперва огромные траты, затем в одночасье – денежный водопад или провал и забвение.