REUTERS / Aly Song
Последние полмесяца инвесторы с беспокойством глядят на китайский фондовый рынок, который стремительно теряет в весе. С середины июня, когда шанхайский SSE Composite Index достиг максимума с конца 2007 года – более 5000 пунктов, он упал уже на 30%.
Впрочем, чего-то подобного можно было ожидать. Сейчас, когда рынок стремительно валится, почему-то мало вспоминают, что за год он вырос в 2,5 раза (!) от уровня 2000 пунктов, около которого Shanghai Stock Exchange Composite Index держался с 2008 года до весны 2014-го. Если посмотреть на сопоставление индекса с американским S&P 500, то становится видно: китайский рынок взял и выполнил пятилетку за год.
SSE Composite Index и S&P 500 (красный) за 5 лет
Yahoo Finance
Стремительный рост был во многом связан с действиями регуляторов, построивших «мост» между Гонконгской и Шанхайской биржей, существенно облегчивший приток внешнего капитала на внутренний фондовый рынок. Это резко повысило капитализацию акций, обращающихся на Шанхайской бирже, прибавило ликвидности.
Одновременно с ослаблением регулирования финансового рынка Банк Китая проводил смягчение денежно-кредитной политики – в виде нескольких понижений базовой ставки. В свою очередь низкая ставка понижала привлекательность депозитов и заставляла инвесторов искать более доходные инструменты, а тут – колоссальный рост на фондовом рынке, который покоился несколько лет. В результате после прихода внешнего капитала и выноса рынка вверх на несколько десятков процентов подключились внутренние китайские игроки, которые дотянули SSE Composite Index до многолетнего максимума.
Однако «деревья не растут до небес», даже китайские. В последнее время финансовые рынки движутся в первую очередь под влиянием потоков капитала, фундаментальные факторы подтягиваются потом. Вот и в Китае первые признаки разворота рынка вниз в рамках коррекции были усилены массовым закрытием маржинальных позиций (когда заложенные под кредит активы приходилось продавать из-за падения их стоимости). Последняя фаза роста рынка, тем более развивающегося, тем более такого интересного, как китайский, традиционно сопровождается активной биржевой игрой с плечом, зачастую большим.