Исполнительный директор Yahoo Тим Кугл, исполнительный директор Broadcast.com Тодд Вагнер, президент Broadcast.com Марк Кьюбан и президент Yahoo Джефф Маллетт.

Исполнительный директор Yahoo Тим Кугл, исполнительный директор Broadcast.com Тодд Вагнер, президент Broadcast.com Марк Кьюбан и президент Yahoo Джефф Маллетт.

REUTERS

Разговоры о новом технологическом пузыре идут давно. Рынок интернет-технологий перегрет, инвесторы переоценивают стартапы, скоро пузырь лопнет и всех обрызгает, и будет это похуже краха доткомов на рубеже веков — примерно так считают не только скептически настроенные аналитики, но и некоторые предприниматели. Еще в январе журнал Fortune опросил генеральных директоров компаний стоимостью более $1 млрд, считают ли они, что мы находимся внутри нового пузыря. Большинство ответили отрицательно, но некоторые признали, что не считают нынешнюю ситуацию нормальной.

«Компании, полагающиеся на венчурный капитал, могут попасть в неприятности, если рынок капитала вдруг истощится», — говорит Никлас Остберг, глава Delivery Hero.

«Я знаю весь этот цикл… Наступит время, когда стартапам намного сложнее будет привлечь деньги. Это может произойти на следующей неделе», — предупреждает Стюарт Баттерфилд, CEO Slack.

Очередную волну разговоров о пузыре подстегнула недавняя новость о «самом быстрорастущем ПО для бизнеса»: в апреле компания Slack, основанная всего два года назад, была оценена в $2,8 млрд. Конечно, Slack — исключение из правил и «единорог» (компания, оцененная более чем в $1 млрд). Сам термин «единорог» появился в 2013 году, когда таких компаний было всего 39. С тех пор эти животные перестали быть такой уж редкостью на рынке. Сегодня, всего два года спустя, существует уже 119 сверхуспешных стартапов, и в этом году мы рискуем увидеть среди них «мертвых единорогов», считает партнер в венчурном фонде Benchmark Билл Герли.

«Мы находимся в пузыре риска, — говорил Герли в интервью. — Компании тратят деньги с огромной скоростью, пытаясь оправдать огромные раунды инвестиций, которые они привлекают, и это подвергает опасности их жизнеспособность в будущем».

Этот прогноз вскоре сбылся для интернет-магазина Fab.com, стоимость которого несколько лет назад составляла $1 млрд. Весной он был продан компании PCH всего за $15 млн и потерял почти всех своих сотрудников.

Пузыри — это психологические эпидемии, во время которых люди принимают решения, руководствуясь иррациональными соображениями

Некоторые настроены еще более пессимистично, чем Билл Герли. «Этот пузырь намного хуже, чем технологический пузырь 2000-х», — считает инвестор Марк Кьюбан, написавший колонку о новом буме в Кремниевой долине и рекордных оценках непубличных компаний, реальную стоимость которых сложно вычислить, для этого нет подходящих стандартов.

Как и другие экономисты, инвесторы и предприниматели, Кьюбан видит много сходств между сегодняшней ситуацией и пузырем доткомов, который взорвался в 2001 году. Он уверен, что Uber, Twitter, Facebook — это современная версия Broadcast.com и Netscape, которые в конце 1990-х годов высоко оценивались инвесторами и были проданы Yahoo! и AOL за огромные суммы, но затем их популярность сошла на нет.

То, что их компании переоценены, не отрицают и сами предприниматели. В недавнем интервью Стюарт Баттерфилд признал, что понимает, что такие рекордные оценки компаний не могут держаться долго. Однако в отличие от многих коллег он не паникует: Баттерфилд уверен, что Slack сможет выжить и успешно работать, даже если рынок обрушится: аренда офиса и реклама будут стоить меньше, талантливых сотрудников будет легче найти, а небольшие стартапы — проще приобрести.

Как сегодняшняя ситуация отличается от бума доткомов

Безусловно, некоторые компании были переоценены, но и пессимисты тоже часто перегибают палку, проводя некорректные сравнения. Нельзя предсказывать пузырь лишь по нескольким закономерностям.