
Министр финансов РФ Антон Силуанов и министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев перед началом заседания правительства РФ.
ИТАР-ТАСС / Пресс-служба правительства / Екатерина Штукина
В коридорах власти все чаще мерцает идея слияния Минэкономразвития и Минфина, президент Путин дает поручение продумать объединение надзорно-контрольных органов, а слияние налоговой и таможенной служб и вовсе обсуждается в практическом ключе. И над всем этим Путин и Медведев тоже вдвоем демонстрируют тренд на укрупнение внутри власти. Шестеренки Левиафана заскрипели.
Кризис заставляет искать более эффективные пути принятия государственных решений, и перенастройка системы управления неизбежна. Вообще, путинская система парадоксальным образом построена так, чтобы внутри ее легко проходили именно политические, а не управленческие решения. С одной стороны, вокруг наиболее важных вопросов исключена политическая дискуссия. Парламент голосует так, как нужно Кремлю. Все премьеры после Касьянова были техническими (не считая премьера Путина и премьера Медведева, который тем не менее все равно не мог оппонировать Кремлю). Никаких коалиций. С конца 2003 года в стране оформлена в чистом виде моноцентрическая система управления.
Но, с другой стороны, именно когда эта система была построена, вдруг выяснилось, что никаких решений, кроме политических, она генерировать не способна.
Все предложения касаются лишь шлифовки дорожек и повышения скорости скольжения политических «шаров». Как по маслу продвигались политические, но ни в коем случае не управленческие реформы.
А ведь попытки были.