Санкт-Петербургский монетный двор.

Санкт-Петербургский монетный двор.

ИТАР-ТАСС / Сергей Коньков

Недавно коллеги из Института Гайдара опубликовали свои комментарии к проекту денежно-кредитной политики (ДКП) Центрального банка РФ. Сам проект предполагает, что инфляция снизится до 5,5–6,5% уже в 2016 году, а в 2017-м будет достигнута психологически важная цель – 4%. Почему она важна?

Дело в том, что пожелание снизить инфляцию до 4–5% в явном виде было озвучено еще в 2013 году. Получается, что снижение темпов роста индекса потребительских цен (ИПЦ) «на трехлетнем горизонте» пытаются осуществить при нынешней команде ЦБ уже более двух лет, поэтому было бы очень здорово прийти к цели.

Но, по мнению авторов комментария, инфляция окажется несколько выше: они ожидают 6–8% в 2016-м и 5–7% в 2017 году. При этом упоминается, что ЦБ почти всегда был несколько оптимистичен в своих прогнозах, и это может учитываться в нашем восприятии данных ДКП. Насколько оправдаются ожидания обеих сторон?

Почему инфляция в 2016 году может быть низкой

Во-первых, в России ожидается существенное замедление деловой активности, включая розничные продажи. За январь – сентябрь 2015 года они уже сократились на 8,5% в реальном выражении. Номинальные зарплаты несколько растут, но с учетом инфляции реальные зарплаты упали на 9%. Кроме того, Министерство финансов обещает очень низкие темпы роста номинальных зарплат бюджетников (вероятно, без повышения), а также пенсий в 2016 году (рост примерно на 5,5%). Другие отрасли экономики тоже не выглядят достаточно стабильными, кроме экспортеров. Снижение спроса в экономике в среднем должно приводить к падению желания фирм увеличивать цены; это стандартный результат как здравого смысла, так и теоретических макромоделей новокейнсианского типа.

Почему мы оказались среди очень небольшой группы стран с высокой инфляцией (больше 10%)? В 2014 году, например, это всего 14 стран из 189 в базе данных МВФ.