Продажа сигарет

Продажа сигарет

Максим Блинов / РИА Новости

Через год Министерство здравоохранения подведет итоги первого в России исследования эффективности запрета курения в общественных местах – на основе данных об обороте сигарет, частоте связанных с курением заболеваний и других. Пока же чиновники докладывают об успехах антитабачной кампании, ссылаясь на опросы ВЦИОМа, по которым доля курильщиков во взрослом населении снизилась в 2013–2016 годах с 41% до 31%, и на такие общие показатели, как рост продолжительности жизни в России и снижение смертности от болезней сердечно-сосудистой системы. Можно ли доверять этим аргументам, рассказывает заведующий кафедрой гематологии и гериатрии ИПО Первого МГМУ имени И.М. Сеченова профессор Павел Воробьев.

Повлиял ли антитабачный закон на здоровье россиян?

Сейчас нельзя утверждать, что принятые в 2013–2014 годах законы по ограничению курения положительно сказываются на показателях здоровья ныне живущих россиян. Это долгоиграющая программа, и она может дать эффект только спустя годы.

После прекращения курения у человека начинается «отмывочный период», и он составляет не менее 10 лет. Если человек перестал курить сейчас, то только через 10 лет у него снизится риск развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, и по риску этих заболеваний он попадет в ту же группу, что и некурящие люди. За эти 10 лет у человека, бросившего курить, уменьшается количество мутаций ДНК, вызванных курением. Если мы говорим о сердечно-сосудистой патологии, то мы точно не знаем механизмов воздействия и уменьшения рисков, а если мы говорим о бронхолегочной патологии, то курильщик, докурившийся до хронической обструктивной болезни легких, просто остается с ней на всю оставшуюся жизнь. У него может только уменьшиться число обострений и скорость прогрессирования болезни. Значит, только через 10 лет можно будет судить, как нынешние реформы сказались на нынешних россиянах.

О чем говорит опыт других стран?

Есть международные исследования (в этом обзоре собрано 77 исследований из 21 страны. – Slon), что после введения запрета на курение в конкретных странах снижается частота острого коронарного синдрома. Но результаты эти не слишком достоверны: это не научно контролируемый эксперимент, где есть опытная и контрольная группы, а просто данные медицинской статистики отдельных стран до и после введения в них запрета на курение. Там могут быть искажения, например, от того, что все эти данные проходят через чиновников, администраторов, которые отвечают за успешный ход кампании.

С такого рода быстрыми эффектами надо быть очень осторожными: то, что цифры меняются после введения запрета на курение, еще не говорит о том, что первопричина этих изменений именно в курении.

В качестве ложки дегтя приведу противоположный пример: есть данные 70-х годов, что если люди с язвой желудка бросают курить в больнице, то они гораздо хуже себя чувствуют и язва зарастает дольше. Глядя на такие цифры, можно подумать, что запрет курения вреден. Но на самом деле причина плохого самочувствия этих пациентов в том, что у них из-за ограничения привычного образа жизни ухудшалось настроение. Они больше нервничали и больше болели.

Самый известный пример быстро наблюдаемой эффективности подобных программ – это Финляндия, где их много. Например, борьба с солью: они просто в два раза повысили цену соленых огурцов по сравнению с маринованными. Все стали есть маринованные огурцы, и у них быстро пошла вниз гипертония. Но в Финляндии это просто сделать, у них население 5,5 млн человек, и их всех несложно учесть.