Акция протеста перед премьерой фильма «Матильда» Алексея Учителя в Мариинском театре. Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Акция протеста перед премьерой фильма «Матильда» Алексея Учителя в Мариинском театре. Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Одна из подлинных скреп российской власти – в отличие от декларативных – отделение культуры от политики. Манипулятивная суть этого принципа ни для кого не является тайной: «не лезь в политику», по сути, означает лояльность художника к действующей власти. В силу специфики современного искусства для художника это автоматически означает творческое самоуничтожение. Тем не менее общественный договор между властью и художником в России долгое время строился именно вокруг этой скрепы, и власть всеми силами старалась эту перегородку сохранять. Но в 2017 году сама же ее и сломала: главные культурные события года неотделимы от политики.

Таким образом, 2017-й – год окончательной политизации (а по сути, возвращения к жизни) искусства; к тому давно шло, но сенсация в том, что это произошло сверху, а не снизу. И это одна из главных загадок года: почему власть сама разрушила то, что тщательно возводила десятилетиями?