Кадр из фильма "Паддингтон". Фото: Heyday Films

Кадр из фильма "Паддингтон". Фото: Heyday Films

Министерство культуры 17 января, за день до запланированной премьеры фильма «Приключения Паддингтона – 2», неожиданно отказало в прокате картины и выдало прокатное удостоверение на нее с датой начала проката 1 февраля. В киноиндустрии связали этот перенос с желанием ведомства расчистить кинотеатры для показов российских фильмов – в первую очередь для «Движения вверх», а также для выходящего в прокат 18 января «Скифа» и прямо обвинили министра Владимира Мединского в цензуре и в том, что он вернул отрасль «во времена советского Госкино».

Минкульт против прокатчиков

  • Прокатчики заявляют, что «командно-административная» деятельность Минкульта приводит к убыткам для кинотеатров и дистрибьюторов, которые несут расходы на продвижение фильма на запланированные даты.
  • Мединский, в свою очередь, утверждает, что такие переносы, напротив, приводят к росту кассовых сборов для всех вовлеченных фильмов, так как разводят их по разным датам. «Прокатчики оперируют эмоциями, а я оперирую цифрами», – заявил Мединский в ответ на обвинения.
  • На «Приключения Паддингтона – 2» уже была открыта продажа билетов, их было продано на 750 тысяч рублей, теперь деньги нужно будет вернуть покупателям. В Минкульте утверждают, что прокатчик заранее знал о переносе даты премьеры и продавал билеты незаконно.

«Движение вверх»

  • Фильм «Движение вверх» вышел в прокат 28 декабря. Он рассказывает о победе советских баскетболистов над американцами в финале Олимпиады 1972 года.
  • Фильм уже стал самым кассовым за всю историю российского кинематографа. К настоящему моменту его сборы достигли 1,89 млрд рублей.

Преференции российскому кино

  • В 2014 году Минкульт предлагал ввести квоту 20% на показ российских фильмов. Крупнейшие киносети выступили резко против, ведомство отказалось от идеи.
  • В мае 2017 года Мединский предложил принудительно повысить стоимость билетов на зарубежные фильмы, оставив билеты на российские на том же уровне. Развития эта идея не получила.
  • В августе 2017 года Минкульт подготовил законопроект, предусматривавший введение сбора в размере 5 млн рублей за прокат иностранных фильмов. Полученные средства предполагалось тратить на развитие отечественного кино. Позже от этой идеи отказались, решив вместо этого ввести сбор в размере 3% от проката всех – и российских, и зарубежных – картин.

Итого

Многие страны пытаются защитить своих кинопроизводителей от иностранной продукции (в первую очередь – Голливуда). Известны примеры Франции и Кореи. Франция тратит сотни миллионов евро на поддержку киноиндустрии в год. Эффект – посещаемость французских фильмов с 2000 года не изменилась. Корея обязывает кинотеатры 73 дня в году (раньше было 146) показывать отечественную продукцию. Популярность корейского кино растет, но это почти никак не связано с введением квот, причины – в экономических трансформациях. Российская проблема не в том, что Министерство культуры хочет ввести квоты или сборы: они все равно не приведут к росту качества фильмов – только к росту количества выпущенных картин (любимая статистика французов). Проблема в том, что министерство, руководствуясь идеологическими целями, меняет правила игры на ходу, не считаясь с интересами частного бизнеса. Повод для оптимизма? Индустрия, по крайней мере, не боится громко заявлять о своих правах.