Фото: John Lund / Getty Images

Фото: John Lund / Getty Images

Существует расхожее мнение: глобализация давно наступила. Считается, что выступления антиглобалистов во время заседаний ВТО – последние попытки отстоять локальное и уникальное в мире тотальной универсализации, а усиливающиеся правые настроения в ряде крупных стран – это лишь движение неолуддитов на пути неостановимой социальной машины.

Сам факт необратимости глобализации современные исследователи редко ставят под сомнение (разве что какой-нибудь «черный лебедь», например экологическая катастрофа, радикально изменит ход истории). Но говорить, что глобализация победила, еще рано.

Впрочем, людям присуща некая историческая близорукость. Поколения, которые с ранних лет видели по телевизору новости из разных стран мира и знали, что на крайний случай можно бросить все и улететь в какую-нибудь далекую страну, полагают, что наш мир уже давно взаимозависим. Но это пока далеко не так. И самое интересное впереди. Кажущаяся тотальной глобализация сейчас находится в самом нежном возрасте: даже само понятие «новый экономический порядок» появилось в науке только в 70-х годах прошлого века.

Мы сравнительно недавно обзавелись международными (и по-настоящему глобальными) институтами политического и финансового управления, благодаря которым буквально 25 лет назад последние зависимые территории обрели независимость, а Совет по опеке ООН прекратил свое существование. Впрочем, некоторые метрополии до сих пор сохраняют фактическое управление над частью своих бывших колоний. Например, полюбившееся российским туристам государство Новая Каледония в Океании до сих пор является особым административно-территориальным образованием Франции.

Еще более молодой феномен – по-настоящему международный язык общения. При этом говорит по-английски лишь каждый пятый житель планеты. Международным компаниям, так называемым классическим транснациональным корпорациям, чуть больше сотни лет. Поразительно маленькими оказываются цифры общего количества жителей Земли, летавших на самолете или путешествовавших за пределы своей страны. Например, 72% россиян не имеют загранпаспорта.