UPDATE. На фоне украинского кризиса и ужесточения санкционной риторики Великобритания собирается отказаться от выдачи россиянам виз инвестора — так называемых «золотых виз», сообщила на днях газета Financial Times. При этом инициативы по пересмотру программы Tier 1 Investor, которую сейчас предлагается отменить, были выдвинуты еще в 2015 году, а также повторно — весной 2018-го, вскоре после провалившейся попытки отравления бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери. «Мы уже реформировали систему Tier 1 в 2015–2016 годах, — отмечала тогда Эмбер Радд, министр внутренних дел в правительстве Терезы Мэй, — и после этого выдача [«золотых виз»] уменьшилась на 84% (по данным Reuters, в период с 2008 по 2015 годы визу инвестора успели получить примерно 700 россиян. — Republic). Я дала поручение министерству проработать дальнейшие реформы и вновь проверить визы, выданные за несколько лет». Напомним, какими темпами и с каким успехом разворачивалась борьба Лондона с грязными деньгами из России.
Официальный Лондон занимает все более жесткую позицию по отношению к россиянам, способ обогащения которых вызывает вопросы. Визовые трудности возникли даже у Романа Абрамовича, которому после стольких лет жизни (пусть и — наездами) в Великобритании и потраченных в ней миллиардов, видимо, придется объяснять властям источники своего состояния. И аналогичные разъяснения Хоум-офис рассчитывает получить еще от семи сотен состоятельных россиян, которым, если потребуется, он готов аннулировать визы.
«Грязные деньги» из России, осевшие в Лондоне, — довольно старая тема, ставшая предметом бесчисленных журналистских расследований, докладов, книг, художественных и документальных фильмов. Ее, например, неустанно поднимает владелец газет Independent и The Evening Standard Александр Лебедев. В начале этого года предприниматель в интервью Republic утверждал, что за редким исключением капитал российского происхождения в британской столице имеет преступный характер: «Ну нет там практически честных денег. Большая часть вывезена [из России] и благополучно отмыта».
Теперь с той же позиции выступает британский парламент. Опубликованный им на днях доклад «Moscow’s Gold: Russian Corruption in the UK» цитирует непримиримого критика Кремля Гарри Каспарова и живущего в Лондоне антикоррупционного активиста Романа Борисовича: «Вы должны понимать, что Россия — абсолютная клептократия. Политическая элита грабит страну и ее налогоплательщиков, но награбленное в России не хранит. <…> Недостаточно энергичная борьба с отмыванием [этих выведенных из РФ средств] на протяжении многих лет позволила российским клептократам думать, что они владеют Британией».
Параллельно в парламенте готовится к принятию новый законопроект, который предусматривает публичное раскрытие имен бенефициаров компаний, хранящих свои средства в заморских территориях страны — на Каймановых и Британских Виргинских островах. «Госпожа [премьер-министр Тереза] Мэй призывает мир выступать против нарушения Россией международных норм. Если она намерена выполнить обещание, то должна гарантировать, что грязные деньги, финансирующие худшие злоупотребления, не укрываются под британским флагом где бы то ни было в мире», — заявил в поддержку антиофшорного законопроекта экс-министр международного развития Великобритании, консерватор Эндрю Митчелл.
Текущие отношения между Лондоном и Москвой таковы, что оставляют мало сомнений в желании британских властей посильнее закрутить гайки. Но по иронии самые эмоциональные выступления политиков, исполненных решимости остановить поток «грязных денег из России», стали звучать в тот момент, когда этот поток пошел на спад. Спрос на «Лондонград» как крупнейшую прачечную по отмыванию капиталов и репутаций по-прежнему существует, но его пик уверенно пройден. Об этом говорит статистика.