В отношениях российского государства с интернетом есть явное противоречие. С одной стороны, свобода интернета неуклонно снижается, все чаще возникают уголовные дела за «мемы», а государство стремится получить неограниченный доступ к личной информации пользователей мессенджеров и социальных сетей. С другой стороны, растет качество предоставляемых государственных онлайн-сервисов, а Москва в этом году и вовсе возглавила рейтинг городов мира по уровню развития электронного правительства.
Исследования показывают, что такая неопределенность характерна для многих стран, причем не только для авторитарных режимов. На деле граница между «авторитарным» и «демократическим» интернетом все больше стирается.
Цифровая дилемма диктатора
Несколько лет назад считалось, что новые технологии ставят перед авторитарными правительствами дилемму: либо отказываться от них, что чревато экономической отсталостью, либо внедрять, но тогда возникает угроза выживанию режима. Интернет считался «технологией освобождения», которая открывает доступ к альтернативным источникам информации и упрощает коллективное действие. Исследования «Твиттер-революций» и Арабской весны отводили соцсетям роль катализатора успешных протестов.
Интернет действительно способствует росту протестной активности в авторитарных странах, пусть и с разными последствиями для режима. Однако роль ИКТ в демократизации вызывает все больше сомнений. Если в начале 2000-х между распространением интернета и демократичностью страны прослеживалась положительная корреляция (но не во всех регионах мира), то в последние лет десять она неуклонно слабеет. Все слабее и корреляция между долей пользователей интернета и степенью авторитарности государства. Сейчас «цифровой разрыв» объясняется скорее уровнем технологического и экономического развития, чем уровнем демократии.