Дмитрий Рогозин

Дмитрий Рогозин

Фото: 66.ru

Еще три-четыре года назад кампанию импортозамещения в стране нередко воспринимали как явление временное и нисходящее. Я лично общался с уважаемыми правительственными консультантами (бывшими и действующими), уверявшими меня, что методы мобилизационной экономики в сложном капиталистическом хозяйстве не сработают. Что насильственное замещение импорта скомпрометирует само себя и окончательно сойдет на нет, когда власть, наконец, осознает издержки своей политики.

Не исключено, что в будущем мои собеседники окажутся правы. Ну а пока идея тотального наступления на импорт во всех сферах, которое государство считает для себя важными, продолжает претворяться в жизнь. И даже может эволюционировать до неприкрытого протекционизма – о вреде которого для международной торговли на саммите БРИКС, проходившем в Бразилии на неделе, уверенно говорил Владимир Путин.

Пока президент ратовал за свободный рынок, в недрах российского правительства своим ходом шла работа по шлифовке протекционистских мер. «Коммерсантъ» ознакомился с письмом, разосланным вице-премьером Дмитрием Козаком (причем сам он, по утверждению источников Ъ, с его содержанием не согласен). В документе предлагается жестко квотировать закупки российских товаров государством и госкомпаниями, обязав заказчиков отдавать приоритет национальным производителям и закрепить в законе принцип «покупай российское». Вероятные претензии к качеству – не проблема, считают авторы инициатив, за которыми, судя по всему, стоят силовики и кураторы ВПК в правительстве. «Ничего страшного, – цитирует издание текст письма – не будет в том, что российские заказчики будут закупать российскую продукцию чуть меньшего качества».

В свою очередь, если развивать мысль, нет ничего страшного и в более высоких ценах, и в чуть худшем сервисе. Ведь все это в конечном счете ненадолго, как и сама кампания государственной поддержки. «Импортозамещение не должно подрывать конкуренцию, – растолковывал Путин в прошлом году уже российской аудитории. – Это чрезвычайно важная вещь. Мы все должны понять, и все это импортозамещение – это временное явление. Я хочу, чтобы вы все это поняли … Это такой временный инструмент настройки текущей ситуации». В свежих Хрониках госкапитализма:

Гослоббизм. «Есть ощущение четкой потребности использовать эти деньги»