Еще три-четыре года назад кампанию импортозамещения в стране нередко воспринимали как явление временное и нисходящее. Я лично общался с уважаемыми правительственными консультантами (бывшими и действующими), уверявшими меня, что методы мобилизационной экономики в сложном капиталистическом хозяйстве не сработают. Что насильственное замещение импорта скомпрометирует само себя и окончательно сойдет на нет, когда власть, наконец, осознает издержки своей политики.
Не исключено, что в будущем мои собеседники окажутся правы. Ну а пока идея тотального наступления на импорт во всех сферах, которое государство считает для себя важными, продолжает претворяться в жизнь. И даже может эволюционировать до неприкрытого протекционизма – о вреде которого для международной торговли на саммите БРИКС, проходившем в Бразилии на неделе, уверенно говорил Владимир Путин.
Пока президент ратовал за свободный рынок, в недрах российского правительства своим ходом шла работа по шлифовке протекционистских мер. «Коммерсантъ» ознакомился с письмом, разосланным вице-премьером Дмитрием Козаком (причем сам он, по утверждению источников Ъ, с его содержанием не согласен). В документе предлагается жестко квотировать закупки российских товаров государством и госкомпаниями, обязав заказчиков отдавать приоритет национальным производителям и закрепить в законе принцип «покупай российское». Вероятные претензии к качеству – не проблема, считают авторы инициатив, за которыми, судя по всему, стоят силовики и кураторы ВПК в правительстве. «Ничего страшного, – цитирует издание текст письма – не будет в том, что российские заказчики будут закупать российскую продукцию чуть меньшего качества».
В свою очередь, если развивать мысль, нет ничего страшного и в более высоких ценах, и в чуть худшем сервисе. Ведь все это в конечном счете ненадолго, как и сама кампания государственной поддержки. «Импортозамещение не должно подрывать конкуренцию, – растолковывал Путин в прошлом году уже российской аудитории. – Это чрезвычайно важная вещь. Мы все должны понять, и все это импортозамещение – это временное явление. Я хочу, чтобы вы все это поняли … Это такой временный инструмент настройки текущей ситуации». В свежих Хрониках госкапитализма:
Работаем тяп-ляп, руководим бездарно, но пилим бюджет гениально. Жаль, что американцы не хотят перенимать наш передовой опыт.
Высокая цена военных запусков свзяана в частности с двумя обременениями:
- режим (секретность, безопасность и проч) очень затратная статья, которой нет на гражданских запусках;
- сертификация, колоссальное количество бумажной работы по госзаказам, тем более, военным заказам.
Эти два пункта могут *утроить* цену обычного коммерческого пуска.
В США работа бюрократов и безопасников, это *очень* дорого.
Что касается "помощи НАСА в технологиях", то разработками и результатами исследований НАСА по американским законам могут воспользоваться любые американские организации и частные лица, т.к. они выполнены на гос. деньги. С точки зрения тамошнего закона, они НЕ являются по определению секретными и принадлежат всем американским гражданам, а не исключительно госчиновникам.
Военные заказы всегда требуют повышенных мер надёжности, защищенности и скрытности. Для решения этой задачи существует отдельный стандарт изготовления элементной базы "military". Для проверки соответствия этим стандартам проводятся целые комплексы испытаний изделий на специальном оборудовании - это требует огромных дополнительных средств. И это кроме указанных вами бюрократических "ништяков".
В целом - достаточно понаблюдать за фигурой и лицом Рогозина - и все ясно - тюфяк во всех смыслах. теория Ломброзо сбоев не дает.
Наглые хамы. Отрицать очевидное, цинично воровать и тут же требовать денег из бюджета, рассуждая о конкуренции и экономики, замы в правительстве умеют давно.
Пока что наблюдаем кадры овладевшие техникой откатов.
Зачем им другие техники?