Поезд "Иволга". Фото: Евгений Самарин / mos.ru

Поезд "Иволга". Фото: Евгений Самарин / mos.ru

На 21 ноября анонсировано открытие «Московских центральных диаметров» – сквозных железнодорожных линий от Лобни до Одинцово и от Подольска до Нахабино. И хотя по этим маршрутам прямые электрички курсируют уже десятилетия, пассажиры получат революционные по меркам российских железных дорог новшества. Правда, никакие новшества в России не бывают без сопутствующих проблем.

Плюсы

Во-первых, с утра до ночи фирменные «диаметральные» поезда будут ходить по тактовому расписанию, по «белорусской» части первого диаметра – раз в 15 минут, по «савеловской» – раз в полчаса, по всему второму диаметру – раз в 12 минут. До сих пор тактовость, давно известная за рубежом, а у нас появившаяся лишь в нулевые годы, была уделом «аэроэкспрессов» и других ускоренных поездов с повышенным тарифом. Важно, что 15 минут (в отличие от получаса) – тот интервал, при котором можно идти на поезд не глядя в расписание. Но в нашем случае за 15 минут интервала между двумя «диаметральными» поездами успеют проехать два обычных (по второму диаметру – один за 12 минут) – иногда это будет дальний поезд, но чаще дальняя электричка. У столь плотного графика есть и оборотная сторона: во-первых, все поедут с одной скоростью и многие поезда замедлятся; во-вторых, в случае сбоя расписания практически невозможно будет его наверстать.

Во-вторых, на «диаметрах» кануло в Лету «дневное технологическое окно» – перерыв длиной полтора-два часа, когда электрички не ходят. До сих пор его не было лишь на линиях с 3–4 путями, и хотя железнодорожное начальство тихо отказалось от него ради «аэроэкспрессов» на однопутной ветке в аэропорт «Домодедово», переходу с дневного «окна» на ночное на магистральных линиях упорно противилось.