Getty Images / Ulrich Baumgarten
Договориться о чем-то – это только половина дела. Необходимо выполнять условия сделки, а это нередко становится куда более сложной задачей, чем ее заключение.
Эти проблемы вполне могут возникнуть с новым соглашением ОПЕК+. Начиная ценовую войну, Саудовская Аравия и Россия в числе прочего стремились вернуть потерянные позиции на рынке. После заключения первого соглашения ОПЕК+ в 2016 году добыча нефти в США увеличилась более чем на 4,5 млн бар./сутки, а доля американской нефти на глобальном рынке – на 4%. Доля саудовской и российской, вместе взятых, снизилась за эти же три года на 3%.
Ценовая война формально окончена, но дешевая саудовская нефть по-прежнему заливает рынки Европы и Азии. Saudi Aramco не только снизила для азиатских покупателей цену марки нефти Arab Light на май на $4,2 за баррель, но еще и предложила расплачиваться за нее на 90 дней позже с беспроцентной отсрочкой платежа.
При этом Эр-Рияд еще и скупает подешевевшие акции европейских нефтяных гигантов. Суверенный инвестиционный фонд КСА (PIF), активы которого составляют треть триллиона долларов, купил на днях почти на $200 млн акций норвежской нефтяной компании Equinor ASA, которые в этом году подешевели более чем на 30%. PIF также приобрел акции Royal Dutch Shell Plc, Total SA и Eni SpA на $800 млн.
31 марта в 11.29 в главном центре управления Aramco на огромной видеопанели появилось сообщение о первом в истории королевства преодолении рубежа добычи нефти в 12 млн бар./сутки. На следующий день саудовские нефтяники установили новый рекорд – 12,111. В конце концов они остановились на 12,323 млн бар./сутки. Это, между прочим, немногим меньше докризисного потребления нефти Японией, Германией, Францией, Великобританией, Испанией и Италией, вместе взятыми!
Министр энергетики КСА принц Абдулазиз бен Салман заявил, что, увеличивая добычу нефти и снижая на нее цены, Эр-Рияд вовсе не хотел нанести ущерб нефтяному сектору США. Говоря об отношениях с Россией, он пошутил, что «нам (саудитам и русским) пока еще не нужны адвокаты по бракоразводным процессам». В совместном заявлении глав энергетических ведомств Саудовской Аравии и России говорится о возможности принятия ими в случае необходимости дальнейших мер по стабилизации рынка нефти.