Закрытое сообщество – любимая тема документальных фотографов, стоящая на трех китах: экзотика, эксклюзив и экстрим. В течение 2017–2019 годов именно над такой историей я и работала. Нашла в поселке Текос Краснодарского края школу Михаила Щетинина, добилась доступа и надеялась, что итогом станет объективный рассказ о казачьем Хогвартсе.В классическом документальном подходе считается, что автор – наблюдатель и отражает реальность. Он не меняет систему, как и система не меняет его. Но чем дольше я снимала, тем лучше понимала: задокументировать я смогу разве что сам процесс моего исследования. Как мне показывали лишь то, что хотели, так и я увидела лишь то, что могла.
Подготовка
Попасть в школу оказалось не так просто. Полноября я висела на телефоне, каждый раз представляясь новому администратору, но ничего не двигалось. В какой-то момент мне повезло – трубку взял сам Михаил Петрович. И уже на следующий день я ехала в поселок Текос Краснодарского края на аудиенцию с ним.
В сети мнения об авторизованном ЮНЕСКО «Лицее-интернате комплексного формирования личности детей и подростков» полярны. Самые известные работы противников школы – исследование протоиерея Алексия Касатикова и доклад профессора Александра Дворкина – обвиняли доктора педагогических наук и члена Российской академии образования Михаила Щетинина в создании тоталитарной секты, пропаганде оккультно-языческих воззрений, воспитании фанатично преданных, обученных военному делу адептов. Отзывы родителей и выпускников в группах «ВКонтакте», посвященных школе, в большинстве своем положительные, если не сказать восторженные.
Лишь единицы в этом хоре идут против потока, заявляя о культивации у учеников деструктивной зависимости от директора и коллектива, щедро сдобренной «религией предков» и патриотизмом: «Жить просто и радоваться здесь и сейчас со временем отвыкаешь. Привыкаешь всегда все “выстраивать”, стремиться к чему-то, работая над собой, еще больше “отдавая себя”, а тебе опять говорят, что ты топчешься на месте, что ты болен “самостью”, и так по кругу. Достигая цели, ты не в состоянии насытиться и отдохнуть, а думаешь, как бы достичь цели следующей. Вечное ожидание завтра, которое никогда не наступает. Щетинин часто повторял, что “русские всегда живут в завтра” и “надо работать на будущее”. В этой гонке за прекрасной будущей Россией мы бесконечно болели вшами, стрептодермией, чесоткой, микозами, отравлениями, воспалениями легких, у девочек были проблемы с женским циклом, у мальчишек надорваны спины, про травмы и простуду с осложнениями вообще молчу. Все это считалось в порядке вещей – ну не держал состояние, чего с тебя взять… сам виноват».
Многие выпускники даже спустя годы остаются благодарными директору за счастливое детство. «Мне там нравилось. Да там всем, наверное, нравилось, – поделилась со мной женщина, проучившаяся в лицее год в начале 1990-х. – Мне было лет 12–13. Уроки погружения, первая самостоятельная жизнь – это было очень странно, конечно. Мы втроем или вчетвером жили в пустом доме, который был предоставлен местными жителями. Все дети были расквартированы, но мы жили прямо в отдельном. В школе практически жили… Очень интересно, не выгнать было. Михаил Петрович знал всех по имени и знал к каждому подход – по крайней мере так казалось. Находил время с каждым пообщаться. Курс биологии, например, я помню именно из этой школы – то, что преподавали в обычных, не помню вообще. Неинтересно было. Еще помню, что осенью в Текосе занимали лагерь летний. С утра собирали виноград, яблоки, вечером занимались. Ездили на грузовиках, как в 1950–1970-х годах, и пели песни. Сейчас даже как-то странно вспоминать. Шали русские носили. Особый шик был. Наверное, там заложено было что-то вроде возрождения Руси с домашним укладом. Типа, девушки поют песни, плетут косы, ходят до колодца… А парни должны обязательно помогать».
Лицей в поселке действует с 1993 года. Это не первый педагогический эксперимент Михаила Щетинина, учителя музыки и пения по классу баяна, согласно аттестату Саратовского педагогического института. В его биографии числится директорство в музыкальной школе в Кизляре в начале 1970-х, с 1974-го – в поселке Ясные Зори Белгородской области, затем – в селе Зыбково Кировоградской области, а с 1988-го и до переезда на нынешнее место – в станице Азовская Краснодарского края.
В 1986 году Михаил Петрович издал брошюру «Объять необъятное» о своем руководящем опыте, где целью применяемого им образовательного метода назвал разностороннее развитие детей: «Способность к одному виду деятельности слагается из многих способностей к другим. Талант – это синтез множества талантов. Значит, задача развития одной способности должна быть одновременно и задачей развития “побочных” способностей. Для того чтобы воспитать специалиста, надо, следовательно, помимо заботы о специализации развивать “человека вообще”, человека в целом…» По его мнению, это возможно сделать только в школе-комплексе, представляющей собой «союз школ: общеобразовательной, музыкальной, художественной и хореографической».
Десант
Плохая сеть на двух симках, связь с GPS-спутником через раз, поселок на тысячу человек вдоль трассы, школа, окруженная с одной стороны высоким забором, с другой – лесом, слава великого экстрасенса ее основателя и я в роли юного любопытного репортера. Мой первый приезд ощущался эпизодом то ли дешевого триллера, то ли шпионского боевика, то ли экранизацией романа Пелевина.
В кабинет к Щетинину меня провели сразу. Но чаще люди добивались встречи месяцами, и даже договоренность по телефону еще не означала, что не придется помедитировать у шлагбаума, пока директор не решит, что пора. Внутри пригласили за Т-образный стол, напротив села заместительница по научно-методической работе Ирина Вячеславовна Крылова, а сам директор, седой мужчина с понимающим взглядом, сидел во главе. От взаимного изучения отвлек телефон: академик польщенно улыбался в усы, уверял позвонившего, что он вновь в строю, от операции ему гораздо лучше, просил не беспокоиться. Ирина Вячеславовна заметила, что о его здоровье пекутся все, даже мэр Геленджика.
Вскоре в комнату зашла группа мальчиков разных возрастов. Хором поздоровались и чинно расселись за круглым столом прямо перед нами. Стульев оказалось ровно столько, сколько нужно – дремавшего на одном из них кота вежливо попросили уступить место. Михаил Петрович улыбался, Ирина Вячеславовна улыбалась, дети благоговели.
После вдохновляющей речи директора мальчики принялись по очереди вставать и рассказывать о своих товарищах – каждый о ком-то одном, чаще всего – о сидящем по соседству. Как он адаптировался после поступления, какие предметы даются лучше, есть ли конфликты. Потом наступал черед обсуждаемого – тот дополнял сказанное, благодарил за помощь. Схема нарушилась лишь раз: парень попросил отпустить его на две недели к родителям в Дагестан. Выслушав короткую справку о его успехах от опекающего одноклассника, Михаил Петрович разрешил поехать к ним в декабре. Еще одно вдохновляющее напутствие, и ребята покинули помещение. Что это было, я поняла много позже. В тот момент мне оставалось только наблюдать.
Я собрала волю в кулак – улыбнулась. Академик Щетинин и его заместитель улыбнулись в ответ.
– Кого вы готовите здесь?
– Будущего президента и его команду.
С этого момента в памяти лишь общий смысл беседы. Разговор не планировался как интервью – скорее, как мое собеседование, поэтому на диктофоне решила не настаивать, чтобы не сбить настрой. Кажется, речь была о космосе и связи всего сущего. Кажется, я старалась смотреть академику в переносицу, не задавать лишних вопросов, вообще поменьше говорить, кивать почаще, но не слишком. В какой-то момент недоуменно моргнула, осознав, что совершенно потеряла нить рассуждений. Это не помешало собеседникам через несколько минут одобрить мой доступ (или, наоборот, помогло).
Предложили снять комнату в поселке неподалеку у пожилой пары, передали с рук на руки и оставили ждать звонка администратора. Вечером меня наконец-то пригласили к воротам, от которых серьезный вежливый парень довел до корпуса, где в тот момент были занятия по хореографии. По дороге посоветовал собрать волосы, пусть они у меня по плечи – ходить с распущенными здесь не принято. Я согласилась и стянула самые длинные пряди предложенной резинкой. Судя по вздоху, лучше не стало – спасибо градуированной стрижке.
– Здесь все девушки с длинными волосами. Это правило? А если поступают с короткими?
– Отращивают. Это же красиво.
Выделялась я и джинсами. Носить что-то кроме юбки не выше колена слабому полу разрешено лишь во время физических занятий. Как фотожурналистке простили.
Экскурсии по полчаса продолжались три дня. За это время мне так и не удалось вновь встретиться с директором. На просьбу об интервью и фотосессии мне постоянно отвечали отказом, всякий раз по новой причине. Взамен Ирина Вячеславовна предложила пообщаться с ней, под конец разрешив приезжать к ним в «ключевые для школы моменты». Мы могли созваниваться и обмениваться смсками месяцами. Но в какой-то момент они все же отступали под моим напором, и я автобусами или блаблакаром добиралась к их воротам в четко оговоренное время.
Погружение
Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков известен не столько союзом творческих и образовательных школ, сколько обещанием возможности за 1–3 года обучения пройти всю необходимую программу для получения аттестата вне зависимости от года рождения. По словам Ирины Вячеславовны, закончить школу в 14 лет в этих стенах и поступить в вуз более чем реально.
Я хотела расспросить об этом подробнее самих учеников, но общаться с ними мне постоянно что-то мешало: или на территории школы меня сопровождали, или дети были заняты. Лишь под конец мне дали поговорить с одним из лицеистов, самым ответственным, по определению заместительницы по воспитательной работе. Как он объяснил, директор коллектива – это всегда выпускник школы, получивший высшее педагогическое образование по специальности история или философия, аспирант или закончивший аспирантуру.
– От подъема и до отбоя он целый день находится с детьми: хореография, рукопашные, все занятия с ними. Он за все отвечает: за безопасность, за научную часть, за состояние помещения, где дети находятся, за «огоньки» в конце дня. Директор работает с командирами в течение дня, когда нужно проследить за чистотой, за наличием состава, что-то сообщить, например, какие-то изменения в расписании. И обязательно в каждой комнате находится комендант. Тот, кто отвечает за порядок, за сохранность мебели, стен, пола и всего остального, – просветил меня парень.
На самом деле школа Михаила Щетинина – это несколько взаимодействующих между собой школ со своими индивидуально разработанными программами, так называемые научно-педагогические образования (НПО). Их количество не всегда равно количеству коллективов – зачастую они создаются из их объединения. Директора коллективов отвечают за весь образовательный процесс, составляют программу, выбирают направление.
– У нас были сборы с Михаилом Петровичем, и каждому коллективу ставили какую-либо задачу. Например, вы коллектив биологов или естествоведов – вы разрабатываете биологию, химию, географию. Ваша задача – выйти, допустим, на математиков, которыми являются парни одного корпуса. Они занимаются математикой, физикой и информатикой. Вот такой обмен происходит. Другая школа, допустим, девчат: там все химики плюс биологи. Они тоже это все объединяют. И так постоянно: ставится задача, коллектив ее выполняет, идет обмен, – пояснил мой «информатор». – Это было до недавнего времени. Сейчас у нас программа «один день – предмет». Например, у всех научных школ день русского языка, чтобы было одно поле, одни мысли. Все встречаются, обсуждают сегодня только русский язык. На следующий день все берут биологию.
Такой подход здесь называют погружениями. В течение них ученики прослушивают курс лекций от специалистов. Иногда их дополнительно приглашают со стороны. Так, мне рассказали, что три месяца арабскому языку детей обучал сириец, а до этого был немецкий от преподавателя из Германии. Затем наступает черед самообразования. Для этого НПО делится на небольшие группы по несколько человек. Каждую из них курирует старший ученик, который уже прошел этот модуль и успешно сдал по нему экзамен. Он помогает ребятам усвоить материал, объясняет, отвечает на вопросы. Таким образом программу лицеисты за время обучения проходят как минимум дважды: в качестве слушателей и в качестве учителей.
Названия коллективов соответствуют названиям жилых корпусов: «Родина», «Сура», «Омега» и «Ольха» – парни, «Степной», «Красный дом» и «Кедр» – девчата. Помимо спален в «Родине» расположены концертный зал, столовая и аудитория «Горница». К ней примыкают два здания: «Озарение» с библиотекой, залом для занятий музыкой, аудиторией и информационным кабинетом и безымянное строение, в котором разместили швейный цех, учебный отдел и бухгалтерию. С «Ольхой» соседствует «Каминный зал», где проходят рисунок. Еще есть «Солнечный» с оружейной и мастерской. Недалеко от него – «Белый дом», где живут студенты и аспиранты. И, конечно же, «Терем» Михаила Петровича. Все они спроектированы, построены и декорированы руками детей. При мне закончили «Кедр».
Ученики по очереди готовят и стоят на раздаче еды. Меню здесь, к слову, вегетарианское, изредка разбавленное морепродуктами. Дети же отвечают за безопасность (этому способствуют обязательные для всех занятия по русскому рукопашному бою), субботники и уборку помещений. Все это на условиях постоянного проживания на территории школы, если не считать плавающие каникулы для поездок к родителям, даты которых руководство определяет индивидуально. Учеба бесплатная – ее финансируют из федерального бюджета, хотя с 2004 по 2011 год школа существовала на частные пожертвования: Щетинин противился решению министерства перевести школу в региональное подчинение, сужающее круг учеников до жителей края.
Распорядок здесь почти не меняется. В будние дни подъем в 6 утра, пробежка, душ, завтрак, уроки, включающие в себя рукопашный бой, хореографию, пение и рисование, потом обед, свободное время с 13 до 15 часов, ужин и отбой в 22 часа. Перед ним «огонек» – именно с ним я столкнулась в кабинете у директора. Но разбор полетов такого уровня случается нечасто – обычно девочки проводят его у себя по комнатам, а мальчики, если погода позволяет, у костра. Занятия могут проводить под открытым небом или вообще полностью трансформировать: например, на рисовании расписывать стены в новом корпусе. На выходных встают позже – в 9, учатся меньше, по вечерам смотрят фильмы.
Внедрение
В июле сюда приезжают поступать со всей России и ближнего зарубежья. Когда я снимала первую волну в июле 2018 года, на место претендовало в среднем 10–15 человек. Еще есть ажиотаж в декабре – в это время тоже можно пройти собеседование. Конкуренция ниже, но и берут реже.
Школа себя никак не рекламирует. Даже имеющиеся в соцсетях группы ведут выпускники или родители выпускников. Узнают о ней благодаря сарафанному радио, а еще книгам Владимира Мегре об отшельнице из Сибирской тайги Анастасии. В одной из них идеолог религиозного движения «Звенящие кедры России» описал свое знакомство с директором и поездку в Текос. В школе он якобы встретил ученицу, обладающую теми же способностями, что и отшельница из сибирской тайги Анастасия, центральная фигура его учения. Его последователи придерживаются патриархальных традиций, отказываются от жизни в городах и технологий в пользу натурального хозяйства, селятся общинами в «родовых поместьях».
С такой семьей анастасиевцев я жила летом по соседству. Первые два дня девочка прилежно пыталась проявить себя. На третий они собрали вещи и уехали обратно в Сыктывкар. Как передала ее мама, дочь сильно испугали физические нагрузки, а также то, что «они пытаются влезть в голову». Правда, потом мама написала, что они передумали и собираются вновь попытать счастья следующим летом.
Едут сюда и за казачеством, и за язычеством, и за развитием особых способностей. Мама одного из абитуриентов призналась:
– Когда он родился, начал разговаривать, понимал все, что он видит, ему нужно было только дать название – для чего и зачем это, он уже знает. Меня это очень сильно впечатлило. Он мне маленьким в два года показывал, где у него какие органы находятся, называл. Стих в шесть куплетов запоминал с третьего раза прочтения и рассказывал. В школе запоминание, я вижу, у него прекратилось, как будто блоки, ограничения. У ребенка видение мира, с которым он уже пришел, начали просто-напросто обрезать. Надо искать альтернативу, правильно? Вот поэтому мы здесь
Вступительные испытания похожи на триал-версию типичного дня, но в суперсложном для прохождения режиме. Детей делят на группы по росту. У каждой группы свое расписание. Кто-то сначала изучает русский язык, кто-то в этот момент – горские танцы, кто-то умирает на занятиях по рукопашному бою, в первый раз представляющие собой бег по пересеченной местности, а в последующие – отработку приемов. Все это несколько дней с 9 до 5 с перерывом на обед. Пока дети ведут борьбу за место под солнцем, родители сидят у шлагбаума – в любой момент их могут вызвать или на дополнительное интервью, или для оповещения, что их «бойца» «снимают с соревнований» по тем или иным причинам.
Оставшихся ждет еще один фильтр – обучение в условиях, максимально приближенных к обычным, до конца августа. И только потом руководство принимает решение, брать ли ребенка в свою «семью». За абитуриентами все это время наблюдают не только взрослые, но и не разъехавшиеся на лето по домам ученики. На уроках отвечают на возникающие вопросы, следят за дисциплиной, помогают в организации, участвуют в собеседованиях.
В лицее часто принимают зарубежные делегации. На памяти Ирины Вячеславовны у них побывали представители Германии, Словакии, Канады, Австралии, Китая. «Достаточно плотные взаимоотношения» у школы с Казахстаном и Азербайджаном. Бывают группы из российских регионов, нередки здесь и высокопоставленные гости.
– В первую очередь к Михаилу Петровичу едут за философией образования, за осмыслением центральных понятий, вокруг которых разворачивается образовательная деятельность, понимание сущности понятия «ребенок» и образования вообще, – заключает заместительница по научно-методической работе.
Выход
Закончив общеобразовательную программу, можно не уходить из лицея, если поступить в один из вузов, с которыми он сотрудничает: Армавирскую государственную педагогическую академию, Донской технический университет, Набережночелнинский педагогический университет и другие. Преподаватели оттуда сами приезжают в Текос, читают лекции и принимают экзамены. Появиться в альма-матер потребуется только на вручении диплома.
Ирина Вячеславовна не считает территориальную изоляцию препятствием для последующей самореализации воспитанников. Они ездят по стране на гастроли лицейского ансамбля песни и танца «Колокола России», участвуют в олимпиадах и спортивных соревнованиях, военно-полевых казачьих выездах, помогают местному сообществу собрать урожай яблок в бывшем совхозе, починить в детском саду трубы, расписать стены зданий.
– Среди наших выпускников есть очень успешные бизнесмены, очень много инженеров, которые, например, работали над строительством порта в Новороссийске, где сейчас базируются подводные лодки, – согласилась без имен поделиться историями успеха Ирина Вячеславовна. – Работают, например, на таких предприятиях, как «Уралгазсервис».
В последний приезд я не досчиталась того самого первого моего сопровождающего-экскурсовода. Возможно, после выпуска он, как и хотел, все же ушел в Росгвардию. Зато второй остался, продолжая за скромную плату выполнять чернорабочие поручения.
За время съемок настороженность ко мне постепенно притупилась, а в некоторых случаях даже сменилась симпатией. Но и я сама не могла относиться к ним как к просто объектам наблюдения. Мы были участниками спектакля: каждый неловко играл свою роль, в антрактах отвлекаясь на задушевные разговоры.
В процессе работы меня продолжала волновать мысль о публичности молодых героев истории. Не они в ответе как за свое присутствие в школе, так и в моей фотоистории. Дилемму разрешила замазка, заодно добавив мазок и к вопросу о документальности запечатленного.
Сегодня
В августе 2019-го из-за выявленных во время проверки Минобразования нарушений деятельность школы приостановили. 10 ноября ушел из жизни Михаил Щетинин. После нескольких заседаний арбитражный суд Краснодарского края 18 марта аннулировал лицензию школы. По информации кубанского омбудсмена по правам человека, «кроме имущества в Текосе, лицей владеет земельным участком площадью пять гектаров в геленджикском селе Криница в сотне метров от Черного моря», чье будущее теперь также под вопросом.
Перекличка дежурных на плацу
Урок по рукопашному бою, который дают абитуриентам во время поступления
Экзамен во время поступления. Лицеистка наблюдает за абитуриентами / Роспись на стенах, символизирующая женское и мужское начала. Корпус «Степной»
«Огонек» у девчат
Раздача в столовой / Ребята упражняются в метании ножей на заднем дворе в свободное от занятий время
Соревнования по рукопашному бою в честь победы в Великой Отечественной войне между парнями из Геленджика и учащимися лицея-интерната. Организатором выступил Виктор Николаевич, тренер последних
На военно-полевых казачьих сборах. Лицеисты и их страйкбольное оружие
Лицеисты готовятся показать казакам мастер-класс по оказанию первой помощи во время боя
Лицеисты на занятиях
Занятие по хореографии
«Огонек» у парней на площадке возле костра
Разминка в середине урока / Субботник
Лицеисты самостоятельно изучают предмет
Урок пения / Кабинет директора лицея Михаила Щетинина
Поступающая в лицей девочка в ожидании собеседования
В коридоре
Просмотр фильма «Герой» с Димой Биланом в главной роли коллективом девчат
В одном из корпусов
Один из лицеистов в своей спальне
Ансамбль «Колокола России» репетирует перед выступлением на Дне города Архипо-Осиповка
Парни выстроились на площадке во время поступления / Военно-полевые сборы черноморских казаков, в которых также приняла участие группа лицеистов. Казаки строем идут на поле для реконструкции боя
Корпус «Омега»
Экзамен во время поступления / Лицеистки идут к шлагбауму, чтобы встретить и проводить абитуриентов
Оставшиеся в Текосе на время поступления лицеисты играют в футбол на площадке за пределами школы
Лицеист у реки / В Текос приехала мама из Челябинска, чтобы повидаться с сыном. После встречи они расстаются у черного входа
Девушки выстроились по росту на площадке во время поступления
В комнате девчат, корпус«Кедр» / Пробежки перемежаются приседаниями, отжиманиями и прочими активностями
Урок хореографии во время поступления. Мальчик отказывается продолжать занятие из-за боли в ступне
Дежурные у шлагбаума
Перекличка дежурных на плацу
Другие истории Алены Десятниченко:
Казаки отвечают. Фото- и видеопроект с Дальнего Востока
Все что в меньшинстве, все что нестандартное -- это вызывает вопросы. Н-р, в Якутске много лет существует авторская школа Алексеевой, где учащиеся поголовно оканчивают школу в 13-14 лет...
Хогвартс и бюст Сталина? Хорошо что Роулинг никогда этого не прочтёт. Обидно за Хогвартс.
У нас на шлагбауме выпускник чего то подобного, Нач СБ рассказал. Не здоровается, не улыбается. При въезде внимательно смотрит с немым вопросом - зачем приехал? При выезде, невербальный вопрос - какова цель поездки? Что то записывает в тетрадь. В свободное время читает эзотерику и конспирологию.
Не шучу..
А в статье понравилось - потом он умер и все накрылось медным тазом. Это внушает оптимизм 😊
Похоже на сектанство,тем более эти "патриотично-военные" замашки позднего путинизЪма. Но сама идея интересна.
главное, чтобы не оказаллось, что нынешняя эпоха это как раз ранний Путинизм
у каждого есть своя безумная мечта. у автора этого лагеря были деньги, мечта создать армию клонов (или может быть SA) и точное попадание в нерв российского чиновника. в этом смысле в современной россии мечты действительно сбываются. жалко только, что эта милитаристская зараза всё продолжает дальше и дальше передаваться в россии
Куда из такого лицея? Дорога только в ОРДЛО каким-нибудь командиром или военным менеджером..
Прочтите пожалуйста статью, которую комментируете. Упомянуто такое предприятие , как «УралГазСервис».
Чем это отличается от знаменитых британских частных школ, кузниц президентов, из которых выходят и такие деятели, Борис Джонсон, но и такие, как Ассад? Бюст Сталина в кабинете директора? Я лично не поставил бы, но ведь и у директоров британских школ тоже встречаются в кабинетах бюсты не менее кровавого Черчилля (желающие могут погуглить про 9 млн уморенных им голодом жителей Бенгалии, да 250 тыс жертв разбомбленного Дрездена тоже со счетов не спишешь) . Хорошее и правильное начинание, загубленное бюрократами. Что же сказать про присутствующие здесь злопыхательские комментарии на тему «и всё это за гос счёт»? А 10-15 человек на место, это как? Не аргумент?
Черчиль был сменяемым политиком, за которого голосовали (или, голосовали против, как в 45м).
Был критикуем во время своего премьерства, но критики расстреляны не были.
Лагерей для своих сограждан он не создавал, и миллионы их в рабов подневольных их не превращал.
Так что лучше уж бюстик Черчилля, чем Сталина, к бабке не ходи. Кровавость, она тоже, знаете ли, разных сортов и оттенков бывает.
https://www.bbc.com/russian/uk/2015/01/150122_uk_churchil_ten_controversies
Согласен с вами, что возможно бюстик Черчилля в чём то и лучше бюстика Джугашвили. Но ведь по вашей логике «кровавости разных сортов» и бюстик Джугашвили лучше бюстика Гитлера. А бюстик Гитлера лучше бюстика Пол Пота, не так ли? Извините меня за ёрничание, по мне так все они кровавые палачи. Не то мы с вами обсуждаем. Школа то ведь неплохая была. Загубили её чиновники
В целом согласен со списком палачей за минусом Черчилля. Не стоит притягивать причинные места к подбородку, он явно не из этой серии.
У потомков немногих выживших жителей Бенгалии иное мнение. Черчилль - кровавый палач, архитектор рукотворного голодомора, в котором уморил 9 млн своих сограждан, в разгар голода вывез 80.000 тонн риса, отбирал у рыбаков лодки, чем усугублял голод. Его сограждане дали ему оценку, прокатив его на выборах. Причинное место к подбородку притягиваете именно вы, в отсутствие контр-аргументов переходя на оскорбления. Мною давно замечено, как начинают биться в падучей подобные вам члены секты Ахеджаковой-Новодворской, как только где-то упомянешь о преступлениях против челочества, совершённых руководством Британии или США. Хотите дам вам бесплатный совет, как стать свободным? Выдавливайте из себя раба. По капле
1) "...переходя на оскорбления"
Где и когда я вас оскорбил? Прошу цитату.
2) "Биться в падучей" - это вы так какой из моих комментариев оценили? Я таких не нахожу.
3) контраргументы были мной предложены, см выше. Говорить об их отсутствии это, мягко говоря, неправда
4) Вы - сталинист? В чём проблема-то, если Черчиль куда менее кровававый, чем Сталин. Ваш мир перевернулся?
1) "...переходя на оскорбления"
Где и когда я вас оскорбил? Прошу цитату.
Ответ: Оскорблением является ваша фраза в мой адрес: «Притягивать причинные места к подбородку».
2) "Биться в падучей" - это вы так какой из моих комментариев оценили? Я таких не нахожу.
Ответ: см. пункт 1
3) контраргументы были мной предложены, см выше. Говорить об их отсутствии это, мягко говоря, неправда
Ответ: ваша фраза «согласен со списком палачей за минусом Черчилля». Вы не привели ни одного контраргумента, что Черчилль, истребивший 9.000.000 жителей Бенгалии не является палачом.
4) Вы - сталинист? В чём проблема-то, если Черчиль куда менее кровававый, чем Сталин. Ваш мир перевернулся?
Ответ: я противник всех палачей в мире, принципиальной разницы между Джушашвили и Черчиллем для их жертв нет. Для жертв голодомора на Украине и в Бенгалии не было разницы, что они умерли от голода в результате вывоза продовольствия по приказу тирана или демократически избранного лидера
Amen
Школа неплохая, говорите? Я бы своих детей туда не отдал бы, даже если бы мне за это доплачивали. Убереги господь.
тем что училище готовит для службы в армии и тебя трудоустраивают, а здесь детям психику ломают
они думают, что они какие-то особенные, и это для обычной жизни навыки - рукопашный бой, нож кидать, шлагбаум сторожить и тп
есть люди, у которых склонность другими манипулировать, они организуют всякие такие заведения вполне добровольно из-за своих наклонностей, и свои представления о прекрасном навязывают, а детьми манипулировать проще всего
какая мотивация у тех, кто это организовал? у обычного учителя я мотивацию понимаю - устроиться на работу и ради пенсии, а создать "супер элитную школу" в которой ставят задачу (якобы) вырастить будущего президента и это внушают детям - это уже само по себе не здорОво - и какие у них там результаты - выигрывают какие-то олимпиады или красные дипломы в лучших ВУЗах получают? или со сломанной психикой выходят что окончили супер элитную школу особенную
Вы статью то читали, по которой суждение своё выросите на публику? Дети, которые, как вы пишете «со сломанной психикой», способны достичь таких высот:
Среди наших выпускников есть очень успешные бизнесмены, очень много инженеров, которые, например, работали над строительством порта в Новороссийске, где сейчас базируются подводные лодки, – согласилась без имен поделиться историями успеха Ирина Вячеславовна. – Работают, например, на таких предприятиях, как «Уралгазсервис»?
У меня логика простая. Пусть покажут по каждому выпуску кто куда поступил и как они ВУЗы в итоге окончили, а не сказки рассказывают про подводные лодки и бизнесменов. Это же совсем сказки для детей.
Я туда первым ребенка отдам - пусть поохраняет шлагбаум, зато потом поступит в МГУ или лучший ВУЗ Европы или мира, если там такие эффективные методики. Я такой лажи насмотрелся за свою жизнь - в лучшем случае это распил денег, в худшем не вполне здоровые люди свои наклонности реализовывают в замкнутой среде.
Ну разумеется, подводные лодки. А что-нибудь не для убийства можно?
Прочтите пожалуйста статью, которую комментируете. Упомянуто такое предприятие , как «УралГазСервис». Или, вы полагаете, это тоже «для убийства»?
Все цветы в образовании имеют право цвести. И такой казачий лицей, с бюстом Сталина, и английская спецшкола с бюстом Линкольна... и частные школы, и муниципальные.
Реконструкторы воображаемого прошлого. Гиркин у них не преподавал?
Впечатление от статьи действительно очень одностороннее. И по фотографиям ничего не понятно. Если автор разобралась в педагогической концепции, сути методик и подходов, очень интересно было бы об этом почитать. Если не разобралась - зачем писать? Ощущается плохо скрываемое непонимание и неприятие. Если он создал успешную (как минимум более успешную, чем наша морально устаревшая модель образования), интересно было бы взвесить реальные плюсы и минусы. Даже на фотоисследование это не катит, извините(
В лучшем случае это Слизарин.
В сказочном Хогвардсе обучают волшебству, в реальном Текосе готовят "будущего президента и его команду". И, судя по изложенному, это не самоирония. А вот автору это чувство свойственно, и оно определяет тональность повествования. Ведь все знают, что президентов готовят совсем в других местах. Нынешний, например, прошел школу КГБ. Следующий может оказаться... впрочем, не буду выдавать тайну раньше времени.))
"Нынешний, например, прошел школу КГБ. Следующий может оказаться..."
ЦРУ? ПТУ?
ЦПШ
ГКМ?
Жаль, что фотографии в основном только про физкультуру и сопутствующие вещи. В результате полезного материала для понимания, что же такое эта школа по сути своей -- в статье явно недостаточно.
Вспомнился фильм Капитан Фантастик. Но там дети были свободны и разумом и телом. Здесь же впечатление обратное.
Учитель музыки на баяне создал своё личное суворовское училище, назвал его пафосно лицеем, и велел девочкам косы плесть, а мальчикам у костра русским рукопашным боем заниматься. Загниваещий Запад с его силиконовыми долинами и Гарвардами в сторонке нервно курит.
И все это за госсчет.
Похоже на современный форк с колонии Макаренко...
Типичная секта с муштрой и постоянным промыванием мозгов. Понятно, почему они идут дальше в прикормленные вузы. Боюсь, что в другие их просто не возьмут. Отличные кандидаты в Росгвардию.
я бы проверил на психическое здоровье тех, кто это организовал
А не проще было не закрывать детские глаза, а взять расписки с разрешением на официальную публикациюфотографий? Если автор получил допуск в школу для работы, очевидно, что эта процедура является частью этого процесса. Странный подход.
Можно было хотя бы не тупо белым цветом мазать, а размывать что есть. Ночные фотки у костра с белыми пятнами на лицах - вообще жуть. Фотограф не владеет фотошопом?
Оу, школа юных фашистов. Ну эти то хоть будут преданы делу и фюреру до конца?
Смешанные впечатления. Не могу решить для себя, хорошо это или плохо. Но бюст Сталина и портрет Путина в кабинете директора, как минимум, включили тревожный звоночек у меня в голове.
Ну ещё портрет Путина можно понять.
Куда ж без него.
Но вот Сталин - это уже беда.
Непоправимая.
"Узнают о ней благодаря сарафанному радио, а еще книгам Владимира Мегре об отшельнице из Сибирской тайги Анастасии"
Это почище любых бюстов и портретов. Желающие могут погуглить.
Бюст Сталина в кабинете директора?
Спасибо, нет, до свидания, run Forest, run!
Очень интересно и необычно, спасибо автору!
Господа по технической части - ну сделайте, пжл, возможность нажимать на изображение в фотожурналах и его разворачивать!(
Ну не видно же, если с мелкими деталями((((
P.S. используется приложение для просмотра