Филипп де Шампань. Натюрморт с черепом

Филипп де Шампань. Натюрморт с черепом

Изменит ли коронавирус наше отношение к смерти? Вернет ли пандемия нас к традиционному принятию смерти или лишь укрепит в попытках найти способ продления жизни? Этими вопросами задается израильский историк и философ Юваль Ной Харари в своей новой колонке, опубликованной в The Guardian.

Мир, в котором мы живем (жили до пандемии), сформирован верой в то, что люди смогут перехитрить смерть. Это – революционное и сравнительно новое отношение к смерти, ведь на протяжении большей части истории люди склонялись перед неотвратимым, а большинство религий и идеологий считали смерть чуть ли не главным источником смысла жизни. В мире без смерти – то есть без рая, ада и реинкарнации – религии утратили бы всякий смысл.

На протяжении чуть ли не всей истории человечества лучшие умы пытались обосновать важность смерти – но не преодолеть ее. Во многих великих произведениях искусства формулируется идея о том, что такова наша судьба, и что человек обязан принимать ее с почтением и достоинством. «Возможно, Бог когда-нибудь и отменит смерть грандиозным метафизическим жестом вроде второго пришествия Христа, но обычному человеку из плоти и крови такое недоступно», – так думали раньше.

Но случилась научная революция. Для ученых смерть – лишь техническая проблема. Люди умирают не потому, что так завещал Господь, а вследствие какого-то сбоя в системе. Но кто несет ответственность за этот сбой?