Чарли Чаплин в фильме "Великий диктатор"

Чарли Чаплин в фильме "Великий диктатор"

Фото: wikipedia.org

Новая книга Ивана Крастева и Стивена Холмса «Свет, обманувший надежды» (выходит в июле в издательстве Альпина паблишер) – это повесть о разочаровании и обмане. Почему эйфория «конца истории», на рубеже 1990-х опьянившая мир надеждами на скорое пришествие глобального царства либеральной демократии, сменилась горьким похмельем, глубоким предубеждением против самой идеи либерализма?

Почему это разочарование разъедает не только Восточную Европу, но отравляет исконные цитадели демократии – США и Британию? И насколько были оправданы несбывшиеся надежды на то, что Россия после краха коммунизма направится по пути свободы?

Стивен Холмс – профессор Школы права Нью-Йоркского университета, автор нескольких книг по истории и философии либерализма.

Иван Крастев – болгарский политолог, директор Центра либеральных стратегий (София), сооснователь Европейского совета по международным отношениям.

России посвящена центральная часть книги Крастева и Холмса. Авторы утверждают, что политика постсоветской России изначально была обманчивой, имитационной. В начале девяностых, когда российские элиты болезненно ощущали собственную уязвимость и нуждались в расположении и помощи Запада, они имитировали демократический процесс, при этом «обращение» (то есть искреннее принятие западных политических норм) никогда не стояло на повестке дня.

А в конце нулевых, накопив сил и ресурсов, Кремль решил, что обнаружил уязвимости Запада и начал делать всё, чтобы обнажить эти уязвимости перед всем миром. И главным инструментом тут стала стратегия, которую авторы называют «отзеркаливанием»:

Отзеркаливание предусматривает ироничную и агрессивную имитацию целей и поведения соперника. Задача его в том, чтобы сорвать либеральную маску с Запада и показать, что Соединенные Штаты тоже, вопреки тщательно выработанному имиджу, играют на международной арене по «закону джунглей»… После 2010 года российские лидеры пришли к выводу, что главной слабостью политики их страны после окончания холодной войны было то, что они имитировали не реальный Запад… Так что теперь они стали одержимы идеей имитации реального западного лицемерия.

Авторы подробно разбирают разные виды имитационных стратегий. С разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Имитация как разоблачение».