На днях стало известно, что Министерство просвещения отказалось от введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году.
У этого решения, скорее всего, есть разные причины. Прежде всего, российская система школьного образования не готова к проведению экзамена по иностранному языку через два года. Это результат серьезного недостатка в российском учительском корпусе хорошо подготовленных преподавателей иностранного языка. С этой точки зрения пересмотр планов о введении обязательного ЕГЭ был неизбежен. Успешно пройденный школьный экзамен по иностранному языку должен маркировать функциональные знания, с помощью которых выпускник сможет читать прессу и книги, вести диалоги, делать сообщения, писать тексты и вести переписку на иностранном языке. Нынешнее среднее образование такого результата, как правило, не дает. Не даст и через два года.
Однако создается впечатление, что решение Министерства вызвано и другими причинами. Если бы обучение российских школьников иностранному языку оставалось у власти среди приоритетов, речь бы скорее шла о переносе сроков введения обязательного экзамена. Обсуждались бы и меры, позволяющие продолжить развитие обучения иностранным языкам в российских школах. Вместо этого решение было сопровождено следующим комментарием министра: «Обязательные госэкзамены устанавливаются скорее для поступления в вузы, и не всем нужен для этого иностранный язык».
Отмена решения об обязательном ЕГЭ по иностранному языку снижает стимулы к его изучению в российских школах. Но, возможно, в этом нет большой проблемы? Ведь российский рынок курсов иностранных языков и репетиторства предлагает широкие возможности для изучения, например, английского. Сторонник рыночных решений предложит семьям российских школьников самостоятельно найти устраивающее их предложение, обратившись к репетиторам или отправив своих детей на языковые курсы. А изоляционист и вовсе не увидит никакой проблемы: зачем россиянину вообще учить иностранные языки? («Коммерсантъ» пишет, что отмене ЕГЭ способствовала консервативная общественная организация «Национальный родительский комитет», которая участвовала в обсуждениях и заявляла, что введение такого обязательного экзамена по иностранному языку противоречит Стратегии национальной безопасности РФ.)