Чем линейная концепция времени мешает оценке влияния пандемии? Вполне естественное желание разделить мир на «до» и «после» может отвлекать от того, чтобы в полной мере осознать глубину момента.
Размышляя об экономике, мы привычно оперируем декартовой системой координат: по оси ординат откладываем какой-либо интересующий нас параметр, например, глобальный ВВП, а по оси абсцисс – время. На таких графиках очень удобно изображать идею научно-технических революций и смены технологических платформ, которая устойчиво закрепилась как в экспертном, так и бытовом дискурсе как основополагающий процесс, обуславливающий общественные трансформации. В декартовой экономике мы находимся на очередной волне – четвертая промышленная революция. Переход к киберфизическим системам, тотальному проникновению цифровых и аддитивных технологий, а также стремительному развитию искусственного интеллекта. С этого пика мы уже можем заглянуть и дальше: во всей полноте обсуждается переход к новой технологической платформе – биоэкономической, представляющей собой ответственное вовлечение биологических ресурсов в экономический оборот, создание новых материалов и продуктов, бизнес-моделей и экосистем, которые позволят человечеству сосуществовать с природой в продуктивной гармонии впервые после первой промышленной революции, а то и с неолита, когда вследствие развития сельского хозяйства состоялся переход от экономики заимствующей к экономике производящей.
В декартовой экономике доминирующая технологическая платформа оказывает принципиальное влияние на экономическую и общественную структуру. Зачастую мы определяем общественное устройство через характеристику его технологической платформы. Так, еще со школы мы привыкли выделять в экономической истории общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное общественное устройство, подразумевающее разные общественные институты и типы элит.
Разумеется, такие оценки удобно давать в ретроспективе, а не в реальном времени. Аграрное общество не называло себя аграрным. Сложности возникают при попытке системно описать масштабные качественные перемены в реальном времени и уже тем более – заглянуть в будущее. Например, когда в экономике больше ценности стало создаваться в сфере услуг, чем в производстве, возник термин «новая экономика», который сам по себе отражает некое ожидание конечности изменений: никто же не планировал потом говорить «новая новая экономика». Вместе с тем, как мы знаем, эта «новая экономика» довольно быстро перестала отражать происходящее, и его стали описывать как постиндустриальный переход к экономике знаний, а то и более того – от капитализма к «талантизму». На прошлогодней встрече G20 в Осаке Япония представила концепцию «Общества 5.0» – «общества воображения», которое придет на смену постиндустриальному, информационному обществу, отдавая рутину роботам и искусственному интеллекту и оставляя людям возможность мечтать и создавать устойчивую и счастливую планету.
Безусловно, человечеству важно искать новый язык, чтобы описывать новые феномены. Нам нужны не только новые термины для осознания меняющейся действительности, но и новые образы для конструирования будущего. Однако описанные выше примеры схожи в одном: они опираются на фундаментальную категорию прогресса – качественного перехода от менее развитого состояния (технологий, экономики, общества) к более развитому, зачастую измеряющегося такими базовыми показателями как, например, производительность труда или рост благосостояния, что в сущности нанизывает все наше, казалось бы, сложное общественное устройство на ось времени, направленную под острым углом в бесконечность, а кризис – это так, дефект, мифический контур императорского пальца на железной дороге из Петербурга в Москву.
«Путешествовать — полезно, это заставляет работать воображение. Все остальное — разочарование и усталость. Наше путешествие целиком выдумано. В этом его сила»
Откровенно говоря, после снятия первого локдауна единственное заметное изменение было - появление терминала оплаты карточкой в ближайшей продуктовой лавке, где раньше покупать можно было только за наличные. Спасибо, затовариваться овощами стало намного удобнее. Если это пример нарративной экономики, то мое почтение. В остальном расцвет, по ощущениям, переживает только журналистика, которая штампует статьи "мир уже никогда не будет прежним" со скоростью взбесившегося принтера.
Если для вас "онлайн балеты" (это просто видеозапись, дорогой миллениал, либо прямая трансляция - что в случае балета меняет немногое) и "zoom-вечеринки" (да, раньше такие вечеринки были по скайпу) в новинку, то это лишь говорит о том, сколько всего вы не знали раньше.
Спасибо автору за статью, познавательно, оч понравилось обобщение структуры нарративной экономики.
В отношении направления к переходу в тотальный онлайн экономики впечатлений во всех отраслях - спорно. Есть отрасли, где спрос требует офлайн среды (например, живые фестивали, концерты, театры и т.п., общепит впечатлений)
Поскриптум странный)
Периоды переходов от одного общественного нарратива к другому сильно сокращаются.
Общество заимствования 1.0 - неолит
Общество выращивания с/х 2.0 - до 1500 г
Общество индустриальное 3.0 - до 1989 г
Общество информационное 4.0 - до 2050 г
Общество воображения 5.0 - скоро
Пандемия ускорило этот фазовый переход 🚸 к роботам, ИИ и БД)
Классная статья, но оксюморон про счастливую девочку из СССР это зашквар🥵 Never again 💪🏻
Компания Nintendo не имеет отношения к игре Pokémon Go, это популярное заблуждение в медиа. Pokémon Go - это игра The Pokémon Company и Niantic, бренд «покемон» принадлежит TPC. Nintendo издаёт (не делает) покемоновские игры только для игровых приставок и контролирует только 30 процентов TPC.
Самой дорогой компанией Японии (время от времени) Nintendo является именно благодаря игровым приставкам и играм про Марио, так что это не «осталось в XX веке», а текущий бизнес компании, как и в 1985. Мобильные игры есть, но их немного, и только одна успешная (и речь не о Pokémon Go).
Наконец, Nintendo работает по принципу «Нестандартно использовать уже существующие технологии» - вместо того, чтобы гнаться за прогрессом, как конкуренты. На нестандартном использовании технологий построен успех всех успешных приставок последних двух десятилетий - Wii, DS/3DS, Switch. Так что весь пример неверен и по фактам, и по сути :)
"кому-то знакомая по игре Super Mario, а кому-то по игре Pokemon Go" вовсе не противоречит вашему комментарию, тем более что Нинтендо совладелец ТРС. примеры других компаний, нестандартно использующих существующие технологии, тоже ничего не опровергают. тут просто приведен пример одной из них - Нинтендо. кстати, остальные тоже работают 130 лет?
Так можно и сказать, что и технология 5G известна благодаря чипированию Биллом Гейтсом. Не надо повторять мифы из медиа даже если в этих мифах связь прослеживается. В Pokemon Go компания Nintendo никак не упоминается, в управлении игрой не принимает никакого участия (и не может), а финансовый интерес там и вовсе сводится к 8-10 процентам (потому что TPC тоже получает лишь часть доходов от игры, а большая часть уходит в Niantic), через дивиденды. Но из-за этих мифов в медиа инвесторы в какой-то момент побежали скупать акции Nintendo (а через несколько дней осознали и пошли сбрасывать, на чем кто-то неплохо так потерял деньги).
"В XIX веке это были карты, го и маджонг, в XX – видеоприставки, а в XXI – игры для смартфонов" - ложь. Между картами и приставками были, например, такси и отели (то есть, бизнес совсем про другое), а эпоха видеоприставок не заканчивалась и продолжается до сих пор.
Фактически для Nintendo ничего с 1985 года не менялось, компания застыла в этом 1985 году и идеологически существует все еще там. Было два этапа - типичная японская семейная компания обо всем подряд до 1985 года и один из лидеров рынка видеоигр - после.
"Технология для компании всегда была вторична" - ложь. Это примерно как сказать, что для Apple никогда не были важны дизайн и удобство интерфейса. Nintendo всегда старается выдумать нечто очень новое и необычное на основе дешевых компонентов – вроде управления в играх движениями руки или стереоскопическая картинка без использования 3D-очков - и строит весь маркетинг на этом. То есть, заявление прямо противоречит реальности.
Так что автор зачем-то взял компанию, основанную 130 лет назад, и переврал ее историю, чтобы проиллюстрировать ложью свои (вполне вменяемые) тезисы.
Вы излагаете интересно, только одна нижайшая просьба, замените слово "ложь" на что-нибудь другое, не будет резать глаз )))
Ну, каков текст, таков и пример :) "Раззудись, плечо, размахнись, рука" святителей секты священной пандемии. Вспоминается, как в 2009 было немало людей, которые со счастливым предвкушением ожидали, как все рухнет, и как они наконец-то переселятся в маленький домик в тайге "на берегу очень тихой реки" с автоматом и собакой :)