Постепенное снятие карантина летом 2020 года и возобновление полетов между странами запустили процесс восстановления авиаперевозок. Мировые показатели дошли до 65% от докризисного уровня, у российских компаний пассажирооборот в сентябре 2020-го снизился на 44,9% и составил 17,62 млрд. пассажирокилометров. Но передышка оказалась недолгой – в октябре страны снова стали ужесточать ограничения на перемещения людей из-за второй волны пандемии.
О том, что сейчас происходит в гражданской авиации и как она планирует дожить до конца пандемии, рассказывает генеральный директор Smartavia Сергей Савостин. Эта авиакомпания, до марта 2019 известная как Nordavia, совершает перелеты внутри России, а также в ближнее и дальнее зарубежье, суммарно по 60 направлениям, и входит в число ведущих перевозчиков Северо-Запада. Пассажиропоток компании в 2019 году превысил 2 млн человек, а доля на рынке внутренних перевозок стремится к 10%.
– Авиакомпании по всему миру в первую очередь пострадали от пандемии. Как восстанавливается отрасль?
– Да, вы совершенно правы, отрасль авиаперевозок оказалась в эпицентре глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Такого в истории авиации со времен братьев Райт (1903) не было, и, что самое главное, ни одна авиакомпания в мире не была готова к такому развитию событий. Сейчас, когда рынок воздушных перевозок возвращается в нормальное русло, можно сказать, что кризис нанес серьезный ущерб гражданской авиации. Восстановление тем не менее идет, и есть уверенность, что последствия кризиса будут преодолены. Но произойдет это не так быстро, как хотелось бы. Smartavia, например, по некоторым показателям вплотную приблизилась к результатам 2019 года, но до полного восстановления бизнеса еще далеко.
– В этом году президент и правительство объявили о программе субсидирования авиарейсов внутри страны. Насколько действенной оказалась такая поддержка?
– Субсидированные рейсы для авиакомпаний – явление положительное. Оно дает гарантию того, что выполнение таких рейсов не может быть убыточным для авиакомпании, а значит, повышает эффективность нашей работы. Мы активно используем такие рейсы в полетной программе и вполне удовлетворены ситуацией.
– Из-за эпидемиологических ограничений убытки авиакомпаний могут составить около 300 млрд рублей, тогда как из бюджета в качестве компенсации планировалось выделить только 30 млрд. Как компании будут справляться с такими потерями?