История Кремля на картинах Аполлинария Васнецова

В подзаголовке нет ошибки. У знаменитого русского художника Виктора Васнецова был младший брат Аполлинарий. Начинал он с пейзажей, но уже с начала 90-х годов XIX века увлекся исторической живописью. Причем не столько историческими сюжетами – а это, пожалуй, самый популярный жанр русской живописи середины XIX века, – сколько архитектурно-бытовой реконструкцией. Именно как художника-реконструктора его приглашают одним из основных авторов в проект «Картины по русской истории». Это удивительная серия из 50 брошюр в жанре школьного пособия с репродукциями картин, которые были специально написаны для этого проекта настоящими мастерами, в числе которых Серов, Добужинский, Бенуа.

А главным интересом Васнецова была Москва. Особенно после революции, когда его назначают руководителем комиссии по изучению старой Москвы. Великих картин он не создал, часто это просто иллюстративный материал. Но любопытный и качественный. Его художественные фантазии на темы Москвы разных эпох все-таки основаны на довольно высоком уровне исторических знаний.

Васнецов начинает свою серию исторических картин московского Кремля с самого основания – возведения стен Юрием Долгоруким. Но это картина совсем фантазийная и лубочная. А вот кремль при Иване Калите выписан вполне осмысленно и концептуально.

А. М. Васнецов. «Московский Кремль при Иване Калите». 1921. Музей истории и реконструкции Москвы.

Деревянные стены, частокол перед ними, деревянные избы и палаты разных размеров с высокими двускатными лестницами. Немудреная, но вполне активная и разнообразная хозяйственная жизнь на берегу Москвы реки. Два каменных одноглавых храма по центру – это построенные при Иване Калите две первые каменные церкви Московского Кремля: Успенский собор (потом через 150 лет на его месте Аристотель Фиораванти построит тот самый пятиглавый, который там стоит и сейчас) и собор Спаса на Бору (он будет перестроен в 1527 году, потом еще несколько раз обновлен, а в 1933 году снесен). В левой части рисунка есть еще две каменные церкви, но это анахронизм. При Иване Калите в Кремле было всего две каменные церкви.

Следующий сюжет Васнецова – Кремль при Дмитрии Донском -практически полностью повторяет предыдущую картину. Только стены уже каменные, а на берегу хозяйственная жизнь куда многолюднее и изощреннее.