Кадр из сериала "Миллиарды": героиня - корпоративный психолог - консультирует топ-менеджера хедж-фонда Aхe Capital . Фото: Showtime Networks

Кадр из сериала "Миллиарды": героиня - корпоративный психолог - консультирует топ-менеджера хедж-фонда Aхe Capital . Фото: Showtime Networks

Пандемия нанесла серьезный удар не только по финансовой сфере жизни населения, но и по социальной. Согласно данным ВЦИОМ, почти 90% россиян оказались весной в состоянии сильного стресса, в марте продажи анксиолитиков (транквилизаторов) выросли на 26% в сравнении с тем же периодом 2019-го, а антидепрессантов – почти на 35%. В апреле уровень тревожности из-за пандемии достиг пика (190 единиц), и, хотя сегодня он колеблется на уровне 30 единиц, 60% россиян уверены, что кризис еще впереди.

Все это повышает спрос на психологов, причем не только частных, но и корпоративных. На HeadHunter в период с апреля по август 2020 года появилось на 27% больше вакансий, чем в тот же период 2019-го.

Стресс – один из ключевых факторов снижения работоспособности человека, а значит, и функциональных ухудшений в компании. Разбираемся, нужен ли штатный специалист или лучше привлекать его со стороны, когда и кому нужен в организации психолог.

На Западе кого-то удивить наличием в штате психолога практически невозможно: там эта практика появилась еще в начале 2000-х и прочно закрепилась. Неудивительно: глобальной экономике снижение производительности труда из-за депрессий и тревожности ежегодно обходится в $1 трлн. Состояние стресса становится причиной потери 30% от рабочего дня – это суммарное время непродуктивной работы за сутки, а также раз в месяц сотрудники могут брать отгул или больничный. Все это становится причиной, по которой на Западе услуги психолога – естественное явление. Их включают в социальный пакет в рамках Flexible Spending Accounts (затраты на нужды), в страховые программы.

На Западе одна из главных психологических организаций – Lyra Health, к которой подключены такие компании, как Facebook, Starbucks, Uber, EBay и другие. По данным организации, 83% людей с депрессией, прошедших терапевтические сессии, имели клинические улучшения.

В Европе работа психотерапевта регулируется на государственном уровне, но в каждой стране отношение властей к ней индивидуально. Например, в Бельгии, Польше и Чехии все решают профессиональные сообщества, а в Дании и Исландии эта деятельность вообще никак не регулируется. При этом в большинстве европейских компаний со штатом от 100 человек есть штатный психолог. И визиты к нему, как и в США, считаются нормой.

В России же ситуация с психологической помощью работникам совсем не похожа на ту, что на Западе.