На днях в российский прокат вышел фильм «Земля кочевников» — экранизация одноименного документального бестселлера Джессики Брудер о повседневной жизни американского прекариата после финансового краха 2008 года. Создательница фильма Хлоя Чжао в минувшее воскресенье получила «Оскар» как лучший режиссер и стала первой женщиной азиатского происхождения, выигравшей в этой номинации. А «Оскара» в номинации «лучшая актриса» удостоилась Фрэнсис Макдорманд. Её героиня, 61-летняя Ферн, вынуждена скитаться по Америке на своем фургоне после закрытия гипсовой фабрики в городке Эмпайр и ликвидации самого городка. Посмотрев «Землю кочевников» в Москве, куратор «Отдела культуры» Ольга Проскурнина вместе с социологом Ольгой Пинчук и фотохудожницей Марией Покровской позвонили по Zoom в Нью-Йорк кинокритику Борису Локшину — и обсудили кризис капитализма, политкорректность и новую темпоральность в Америке и России.
— Начнем, Борис, с тебя — как с человека, который живет в Америке уже лет 30 и, наверное, хорошо знаком с социальными феноменами, которые мы видим в фильме Хлои Чжао.
Борис Локшин: У меня к «Земле кочевников» — не совсем связанное с самим фильмом теплое чувство, потому что это был первый фильм, который я за год с лишним посмотрел в кинотеатре. Это было в феврале, в нашем штате кинотеатры были все еще закрыты (и открылись они совсем недавно), зато они были открыты на другом берегу Гудзона, в штате Нью-Джерси. Поэтому, чтобы попасть на этот фильм, мы сели на кораблик и поплыли в другой штат. А дальше мы шли пешком часа полтора вдоль Гудзона — очень приятная прогулка вдоль всего Манхэттена, — и дошли до какого-то молла с кинотеатром на самом верхнем этаже. И я был поражен: это же арт-хаус, однако зал был наполнен по максимуму (на тот момент — на треть). И знаете, ни один человек не ушел. Люди тихо сидели, дремали. Видимо, отдыхали от шоппинга. Больше никаких развлечений у людей-то и нету.
— Мы тоже посмотрели фильм в кинотеатре на последнем этаже молла — и хотя это был самый ранний вечерний сеанс в 18:20, зал был практически заполнен.
Б.Л.: Просто какими-то странными путями фильм идет в массы! А я так соскучился по настоящему кинотеатру, что в этом смысле был со своим народом. Я был готов смотреть все, что угодно. То, что я сижу в настоящем кресле, вокруг темно, и я смотрю на экран — это было очень приятное ощущение.
От самого же фильма у меня ощущения были несколько противоречивыми. Это хорошее кино. Но у меня претензия к месседжу фильма. Нам как бы говорят: у главной героини жизнь отняла решительно все — мужа, дом, работу. Но это нормально! Вы можете сесть в свою колымагу и поехать куда-то. Будет красивый рассвет, люди вокруг интересные. Мудрый дедушка в конце вам что-нибудь скажет… На мой взгляд, в реальности экзистенциальная ситуация, когда у человека отнято всё, выглядит гораздо страшнее.
Хотя, конечно, на Фрэнсис Макдорманд приятно смотреть, глаз не отведешь. Пейзажи хорошие, но это не туристская порнография. В тех местах, которые показывает режиссер Чжао, можно было бы устроить пиршество для глаза — а у нее всё скромненько, в тумане, со вкусом сделано. А у вас какие впечатления?
— Тут хочется передать слово Ольге Пинчук, потому что в прошлом году во время карантина она проводила в Петербурге социологическое исследование среди бездомных. Если героиня фильма говорит «I’m not homeless, I’m just housеless», Олины респонденты были и houseless, и homeless.
Ольга Пинчук: Я как раз думала о теме дома в этом фильме. При всей разнице наших представлений о том, что такое дом, мы сходимся на том, что это постоянное место, которое у нас не могут отобрать неожиданно. Даже если это арендованное жилье, оно обеспечивает нас относительной стабильностью на ближайшее будущее. Это минимальный комфорт, это крыша над головой, это безопасность в том месте, где ты находишься. Жизнь на колёсах в фургонах, которую нам рисуют в фильме, как будто подходит под такое определение. Очень любопытно, как это ощущает героиня фильма. Возможно, жизнь в фургоне позволяет ей не ощущать экзистенциальной потери, вырванности из общества.
В первой части фильма кажется, что режиссер показывает главную проблему классового неравенства. Вот есть люди, которые оказались на отшибе каких-то экономических процессов — и в этой ситуации пытаются жить нормально. Их жизнь показана как нормальная, потому что так и есть: если мы надолго оказываемся в тяжелой ситуации, она становится нормой для нас. Остается только радоваться каким-то вещам, которые вокруг нас: природе, ласточкам… Но потом, где-то под конец фильма, сестра героини говорит: «Ты с детства была эксцентричной, всегда хотела куда-то сбежать». И получается, что Ферн — просто нестабильный человек, живущий сегодняшним днем, не думающий о будущем. Непонятно, пострадала ли она от механизмов капитализма или оказалась в такой ситуации по собственному желанию.
Особенно это интересно в восприятии российского зрителя — у нас же очень любят этот дискурс про «сам виноват». Когда мы исследовали бездомных, меня лично интересовал такой вопрос — а сам ли виноват? И в 100 случаях из 100 оказывалось, что это результат стечения многих различных факторов. Иногда бывает, что человек стремился к путешествиям, а в итоге оказался на улице. Но в основном проблема глубже. Это всегда история про отсутствие ресурсов, про классовое и экономическое неравенство.
Б.Л. Это как раз была одна из претензий левой кинокритики к фильму: ситуация героини, представлена как результат ее свободного выбора. На протяжении фильма у Ферн возникают возможности вернутся к оседлой жизни, но она категорически этого не хочет. В Америке огромное количество бездомных. Я не знаю, можно ли это сравнивать с тем, что в России, но здесь они больше на виду. В какой степени такая жизнь — результат их свободного выбора? Ведь для бездомных здесь есть убежища, после шелтеров их стараются перевести в какие-то квартиры. Но всё равно есть люди, которые не вписываются в эту систему, не готовы жить в таких условиях.
Мария Покровская: В России есть еще такой феномен, как прописка, это очень держит.
Я специально ничего не читала про фильм перед просмотром кроме самой общей информации. И все равно до меня долетали претензии кинокритиков к излишней эстетизации кочевой жизни и недостаточно раскрытой теме тяжелого труда на складах Amazon. Мне вот показалось, что тон повествования удачно выдержан тон и не срывается в драматизацию.
О.П.: Если бы я снимала этнографическое кино для своей работы исследовательской, то, наверное, это выглядело бы примерно вот так. Моя задача в этом случае была бы не в том, чтобы сказать «вот это плохо, а это хорошо», а в том, чтобы вы сами думали над тем, что я показываю. В этом смысле «Земля кочевников» хорошо сделана — чтобы мы с вами погуглили и разобрались с условиями труда на Amazon, историей городка Эмпайр и т.п.
— В том-то и дело, что все очень документально. Ведь герои фильма, за исключением двух актеров — это, собственно, реальные люди, которые зарабатывают себе на жизнь, кочуя со складов Amazon на сортировку свеклы. Это такая энциклопедия достаточно широкого среза американского общества. Начиная от бравых риелторов, которые делятся успехами по впариванию людям недвижимости, которая так и растёт в цене несмотря на кризис 2008 года и заканчивая потомственными хиппи.
М.П: Калейдоскоп историй.
— Да, калейдоскоп историй и типажей, который напоминает фотопроект Доротеи Ланж про лица Великой депрессии.
Я знаю человека, который до 2008-го года делал крутую карьеру на Уолл-стрит. В разгар кризиса получил «золотой парашют» от своего банка и вместе с другом-трейдером отправился на грузовике в годовое путешествие по всей Америке. А потом стал искать работу, которая бы отвечала его прежним докризисным ожиданиям — но такая работа почему-то никак не находилась. Шли годы, человек поселился в машине и однажды попытался покончить с собой, въехав в стену. Машина — вдребезги, сам он выжил и в итоге стал настоящим бездомным, который брезгует приютами, потому что у него за плечами Уолл-стрит.
М.П.: Вот тут я бы хотела вернуться к моменту, когда машине Ферн требуется ремонт ценой в половину её стоимости. И хотя ничего с героиней плохого и тяжелого на протяжении фильма не происходит, в этот момент особенно остро чувствуется её бесприютность и зыбкость оснований, на которых она землю топчет.
БЛ: Да, все висит на волоске — одна поломка, и всё. Но с другой стороны, жизнь наша разве не таким же образом устроена? Одной болезни достаточно для полного развала.
— Или одного банкротства конкретного предприятия в штате Невада.
М.П.: Кстати, когда она признается в автомастерской, что она живет в фургоне и не может его продать на запчасти, видно, что она стесняется этого. До этого момента она утверждала «да у меня все нормально». А тут ей приходится признать, что это вот и есть ее дом.
— Вообще, было очень интересно увидеть непарадную Америку с умирающими городами-заводами — это сразу порождает параллели с российскими промышленными моногородами.
Главная героиня в фильме показана как целостная личность, и эта её внутренняя сила вызывает уважение. При этом выбранный ей, подробно показанный образ жизни не вызывает желания пойти этим путём. Это явно не пример для подражания. И это такой гимн сильному человеку, не лидеру и не жертве, человеку вне системы взаимоотношений, вне обязательств, без надежд на светлое будущее, просто живущему свою жизнь. Главная героиня никого никуда не ведёт, при этом никому не мешает. Она не говорит ничего умного, не горит эмоциями. Ни к кому и ни к чему не привязана, и не хочет привязываться, просто живёт. Лично мне было тяжко это смотреть, потому что непонятно - зачем? Я таких сильных и свободных людей в жизни видел, приятными их не назовёшь, мы им не нужны, так зачем погружаться в их бытие?
Да, правильно - целостная личность. И именно эта ее целостность и заставляет ее все время находиться в коконе настоящего (ну и прошлого тоже) - сидела до последнего в умирающем городе, возит с собой какую-то голимую тарелочку и молится на нее. Ничего не делает, чтобы выбраться из низкооплачиваемых временных работ.
--
Нецелостная (внутренне терзаемая) личность задала бы себе вопрос - а может быть надо что-то изменить в себе и в своей жизни? А дальше план прост - ехать в экономически бумирующую область, снимать апартмент, находить пока еще низкооплачиваемую работу и начинать учиться или онлайн или в местном community college.
--
И тут же возражу сам себе. Этот план хорош пока есть силы менять что-либо. В определенном возрасте эти силы иссякают. Не у всех, но у многих (если не у большинства). Может быть и фильм тогда об этом - о поколении уставших?
Удалил по ошибке, но писать новый лень )
«Хлоя Чжао красиво показала избирателей Трампа». Уверены, что это именно так - и именно так просто? Благо статистика все-таки есть, можно было бы изучить, а не стереотипные ярлыки педалировать, тем более когда ещё и не в тему. Даже NYT к этому вопросу подошла более основательно.
В фильме нет НИКАКИХ указаний на то, что это "избиратели Трампа". Кроме того, что они белые и действие частично происходит в "красных" штатах.
Разумеется. Цитата не пришей кобыле хвост взята не из фильма, а из подзаголовка Репаблик (см. выше). Я же кавычки не для красоты поставил :) :)
"Оскар БОГУ?" 😁
Слияние или схватка двух культур?
Хлоя Чжао, спасибо что разрешили хотя бы посидеть рядом с Вами. Вы вложили корейский мозг в женский образ представителя Запада. Героиня близка к пониманию того, что там где плачут, плакать не надо, а где разговаривают лучше молчать. Всем рукам собирающим хворост приходит Конец, но что разгорится из хвороста мы не узнаем. Зачем всё это? Зачем всё это? Тревога, тревога. Я поняла. Просто мой мозг не от этого тела. Тогда кто настоящая Я?
Но в то время, когда она просто наблюдает, её ум успокаивается и видит Путь. А когда она видит Путь, все вопросы кажутся лишними.
Для Азии это другое послание. Мы вестернизируемся, на месте героини можешь быть ты. Мы ущемляем Путь вещами, но и это не истина. Просто созерцай, Сестра. Не важен выбор сторон, потому что Небо одно.
Но все будет хорошо конечно).
Это переосмысление Ким Ки Дука, ведь Ким Ки Дуком можно переосмыслить всё, вплоть до табуретки в ванной. Чжао его упрощает для Запада конечно. Нам же нужен смысл, да и Оскара хочется.😁 Но ей можно, это же БОГ.
Спасибо, Друзья! Всех благ).
P.S. Надо доложить Императору Си об этих варварах. Он будет смеяться. Оскар БОГУ? Мы [китайцы] так мыслили 2000 лет назад. А Император обязательно вспомнит ту запись в дневнике японского правителя XII века, когда расцветал дзен. "Сегодня было только одно важное событие. Я приказал самому высокому и самому низкому воину из моего войска встать рядом. Мы всем дворцом смеялись весь день". Вот ведь этот японский варвар хорошо пошутил.😁
Женщина, за 60, вдова, без детей. Ничего ни у кого не просит, не требует, не побирается. Работает, часто тяжело. Ладит с людьми, умеет дружить и быть ненавязчивой, имеет уважение и самоуважение, немногословна, умеет слушать. Видит красоту в людях и природе, без слезливости и патетики. И сама красива.
А жизнь, она все равно закончится.
Там, в кино, у нее была одна приятельница, тоже автокочевница, у которой рак мозга. Она, кстати, место с ласточками посоветовала.
Сильные люди, свободные, добрые, никакой озлобленности. Даже гордость за свой образ жизни.
Один из лучших фильмов, что я, например, в жизни посмотрела.
Фильм без сомнения замечателен...
И все эти сильные и свободные люди голосуют за Трампа... Который нашим сильным и свободным людям почему-то не нравится:(
Почему так?
У меня к Трампу довольно теплые чувства, как к человеку, но таким людям президентами становиться нельзя:) Странно, что его во время срока прямо не свергли, он напоминает немного юродивых царей некоторых русских, типа Павла I. Так что импичмент не был удивлением, скорее удивительно, как он вообще первый срок досидел. Все ругают вот Трампа, что он институты ломал американские, но на мой взгляд они же ему и целым и помогли и невредимым до конца срока досидеть.
Трамп действительно немного юродивый, причём симпатичный юродивый. При этом правление у него получилось не особо эффективным в основном всё же благодаря Конгрессу... А то, глядишь, небось и с Россией замирился бы:))
Как судить об эффективности. Мало кто обломал наш (и опековский) «энергетический сверхдержавый» малинник, как Трамп со своей шельфовой нефтью. Да ещё и СПГ сверху добавил.
В экономике он был близок к идеалу, не спорю:)
Прямо как Путин в политике или Саакашвили в государственном администрировании:))
В общем... "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича":))
так шо там у вас, война отменяется? че народ говорит
Какая война Петрусь?
В Москве вдвое больше заражений, чем две недели назад, да ещё и 4 месяца всего до думских выборов:(
Так то что Москва не собирается нападать это с самого начала понятно было. Я имею ввиду, может Путин уже договорился, что вмешиваться не будет, как с Карабахом. Вот майские праздники, все отдыхают, а ВСУ возьмет и займет границу ближе к выходным. Может так оказаться, что последняя неделя вашей независимости. Эффект неожиданности отличный, вот вы ничего не ждете, а потом как в видосе получится https://ok.ru/video/306475305476
"Когда… мы не будем запускать и… а потом оп – пресса… и что?.. Никому никогда ничего не было нужно."
:))
Петрусь, Путин ведь политик, а политика - это искусство возможного:))
Вот как, интересно, Вы себе это представляете? Там на линии соприкосновения сейчас находятся бойцы из народной милиции ЛДНР. Им что такое надо сказать, чтобы они пропустили ВСУ к границе? Где нарратив? Или Вы предполагаете, что им никто ничего объяснять не будет? Тогда они будут стрелять. Или, может быть, думаете, что наши пропустят ВСУ к границе с обратной стороны - прямо по территории Ростовской области? А что потом по телевизору рассказывать народу?
Данная проблема в Российском общественном сознании политически неразрешима, Петрусь. В РФ люди легко примут и признание ЛДНР, и присоединение их к России, и даже переход в наступление по всей линии соприкосновения. Единственно, клещи от Воронежа до Крыма, может быть, чересчур, а всё остальное - легко. Вы же не смотрите российское ТВ, а там сейчас исключительно фильмы про сожжение Дома Профсоюзов и про марши под знамёнами "Галичины" в Киеве.
Единственно, почему никаких силовых шагов не предпринимается - это, я думаю, из-за того, что наши играют в долгую и всерьёз рассчитывают на усиление "Оппозиционной Платформы". Украина ведь реально истощена, ВВП на душу населения на уровне Папуа Новой Гвинеи - это стыдно. При этом ВВП ППС втрое выше, но население всё равно стонет от тарифов, а придурки из МВФ ещё и настаивают на поднятии цен на газ для населения:(
Ведь, если смотреть на вещи реально, то пресловутые Минские соглашения - это чуть ли не единственный путь к сдаче ЛДНР назад Украине. Хоть тушкой, хоть чучелом, хоть под флагом особого статуса или федерализации, но как-то так, чтобы позволить обеим сторонам сохранить лицо. А киевские идиоты ещё почему-то этому сопротивляются:( Ну-ну... ждут, пока ВСУ к границе по территории Ростовской области пропустят?:( Ещё позволяют себе какие-то фокусы с санкциями в отношении оппозиционных каналов... Ну-ну...
Если же серьёзно, то я думаю, руководство Украины уже смирилось с потерей этих территорий и думает теперь больше о "смене личины" перед следующими выборами. То есть рассчитывает больше не на восточных избирателей, а на то, чтобы отобрать часть западных у Порошенко и у Юли...
Да, только проблема в том, что армия Украины в 25 раз сильнее лднр, а Путину сейчас вмешиваться - последнее дело. Если вы надеетесь, что Путин вмешается из каких-то теплых чувств, то зря - нет у него никаких теплых чувств и на Украину ему все равно. Раньше он хотел чтобы Крым признали и все. А так сами там страдайте в своем лднр. Ну, если захватит вас Украина - сами и виноваты. Вы рассуждаете про какие-то Папуа Гвинеи, а Украина просто армией все назад окружит-присоеденит и не будет философствовать. Если до конца майских праздников вас там назад не присоединят - считайте повезло и на какое-то время откладывается. Но сейчас тот момент, когда Путину МЕНЬШЕ ВСЕГО выгодно вмешиваться и все это знают. Если и будут присоединять назад силой - то именно сейчас...
Петрусь, я же Вам вроде всё объяснил, причём Вы ведь совсем не дурак. Какая разница, как Путин на самом деле относится к ЛДНР и к Украине? Он просто не сможет позволить себе стоять в стороне и не вмешаться - это будет равносильно его Путина унижению и этого он не допустит ни при каких обстоятельствах.
Вопли в Верховной Раде относительно того, чтобы Украину приняли в НАТО - это тоже не от большого ума. Если бы обнаружились малейшие подвижки в этом направлении, на следующий же день ЛДНР были бы в составе РФ.
Ну и, наконец, мечты о 25-кратном превосходстве ВСУ - это всего лишь мечты. ЛДНР - это милитаризованная структура, в которой порядка 25-30% мужского населения так или иначе могут быть поставлены под ружьё, а как минимум 10% и сейчас несут службу. При трёхмиллионном населении обеих республик это свыше 100 тысяч человек. В ВСУ, я думаю, сейчас несут службу 200-300 тысяч. Да, это больше, но далеко не в 25 раз.
Павла Первого кстати тоже обычные вояки служивые любили и народ, а вот дворяне ополчились и достал он их основательно. Тоже был не на 146% полноценен в эмоциональном развитии. Но это норм, бывает и хуже.
у меня есть мнение, но оно непопулярно, я воздержусь.
С Пасхой всех
Про Трампа ответил, очень интересно и Ваше мнение послушать:)
Вас также с Пасхой!
А насчёт мнения жаль... Потому что лишь непопулярные мнения представляют интерес, популярные же мнения - это всегда пошлость:(
Из тех, что вышли в 2020 году - уж точно один из лучших, едва ли не самый!
Когда участники говорят о "людях с опытом бездомности", " о проживании в разных темпоральностях с бездомными", хочется спросить: обязательно себя мудаками выставлять или это какой-то неведомый подтекст?
Один из участников с вами примерно согласен кстати
Неожиданно интересный текст! После него фильм хочется посмотреть
Героиня никак не может отпустить умершего мужа и место, где они жили. Видимо, 2 близкие по времени потери выбили ее из колеи. В другую колею - трейлерную жизнь.
Мне показалось, культурологи тут как-то мимо сути смотрят. И опять же пытаются во всём "видеть хорошее". Типа, ну вот такое у большинства кочевое будущее, медитативное, с красивыми видами...
Если же фабрики и прочие заводики начнут закрываться повсеместно, то и дело, не подскажут ли уважаемые культурологи, где новые кочевники будут брать бензин? Ну, или электричество, один чёрт? И далеко ли они без этого уедут?
Прямиком в мир Безумного Макса они уедут. Со всеми его красивыми видами.
Светлана, "заводики" не будут закрываться - там просто не нужны будут сотрудники... НИКАКИЕ сотрудники:(
А новоявленные кочевники так и будут разъезжать по Ойкумене на средства своего Безусловного Базового Дохода...
Фильм Чжао про одиночество, дорогу и выбор пути. Он очень буддистский и Трамп, БЛМ и прочая амазоновская потогонка выглядят притянутыми, примерно как сова и глобус.
Согласен весьма с буддисткостью. По окончании просмотра было какое-то время состояние "молчание у меня снаружи, молчание у меня внутри" (с). Только вот я не совсем уверен, что концепция "выбор пути" буддистская (хотя и одиночество и дорога таки да).
Лайк😁. Героиня почти готова к введению Безусловного Базового Дохода. Наши уважаемые искусствоведы конечно нет.
Очень точное замечание!
То есть она и после введения ББД будет кочевать...
Но только сейчас её путешествие ещё имеет какой-то оттенок борьбы за жизнь, а после того, как введут ББД, оно превратится... в похоронную процессию... Типа такая досрочная пенсия... (Это ведь только молодёжь не понимает, что пенсия - это как бы приглашение на собственные похороны).
Не понял, при чем тут трамп. Вы уж не притягивайте за уши.
даже, если хочется
Иван, Вам ведь вроде объяснили, что весь прекариат голосует за Трампа (под этим и статистика наверняка какая-то есть)
Тогда понятно, как они угодили в прекариат. Им уже не помочь.
Я боюсь, не помочь как раз Вам:(
Каждый, кто симпатизирует трампу - умственно не вполне полноценен.
не хотел Вас обидеть, если Вы ему симпатизируете. Будем считать это исключением
Очень многие держатели пенсионных планов симпатизируют Трампу, как раньше - Обаме. При этом не обязательно за них голосовали, конечно.
Хорошо, будем считать исключением:) (я ему действительно симпатизирую:))
искусствоведов группа тихо
восторженно глядит на холст
(для понимания)
и вдруг один, седой и строгий,
отчётливо сказал: "говно!"
Да не, преувеличиваете. Хотя стишок веселый, резонирует с моим цынизмом (sic). Прочитав эту статью и комментарии решил посмотреть фильм. Во время просмотра было разное состояние - иногда было ощущение предсказуемости каждого кадра, иногда скучновато. Интересно было узнавать многие американские типажи из мира "живи сегодняшним днем".
Я просто дописал стих, без контекста "Кочевников...". Вдруг кто гуглить не умеет.