Белые автобусы. Фото: Wikipedia

Белые автобусы. Фото: Wikipedia

Большинство узников не поверили в спасение, даже когда 25 апреля 1945 года за воротами концлагеря Равенсбрюк показалась вереница белых автобусов с эмблемой Красного Креста. Они уже привыкли к тому, что поездка обычно означает смерть, а знак гуманитарного движения посчитали изощренной нацистской шуткой – еще одним издевательством в череде тех, которым они подвергались ежедневно.

Узницы Равенсбрюка в ожидании миссии Красного креста, апрель 1945. Фото: Wikipedia

22-летняя польская католичка Стефания Водзинская и 19-летняя полька еврейского происхождения Эстер Мельхиор вспоминали: когда им приказали собраться на главной площади с одетыми детьми, истощенные женщины не сомневались, что больше не вернутся в бараки. Они оказались правы, хоть и не совсем так, как предполагали.

На самом деле за ними действительно прибыла делегация Красного креста. Наряду с несколькими тысячами других заключенных самых разных национальностей и вероисповеданий из Терезиенштадта, Заксенхаузена, Дахау и Маутхаузена они стали участниками самой крупной гуманитарной спасательной операции на территории Третьего рейха за время Второй мировой войны.